Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Игибаева А.С. 1 Хасенова К.Х. 1 Байжанова Н.С. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
1. Барбараш Н.А. // Вестник Российской академии медицинских наук: взаимодействие стрессов и процессов физического развития у лиц юношеского возраста. – 2003. – №6.
2. Кушнерова Н.Ф. Гигиена и санитария: Профилактика стрессовых состоянии у студентов очной формы обучения, 2007. – №4.
3. Гигиена и санитария: Особенности функционального состояния организма студентов в условиях экзаменационного стресса, 2010. – №1.
4. Новые медицинские технологии. Новое медицинское оборудование: Профессия и стресс: синдром эмоционального выгорания, 2010. – №3.
5. Нурмухамбетулы А. Патофизиология. – Алматы: «Эверо», 2011. – 105 с.
6. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – C.360-372.
7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983. – 386 с.

Период обучения является сложным процессом, требующим огромных затрат физических усилий, эмоциональной устойчивости и психологической уравновешенности. В настоящее время в связи с новыми образовательными стандартами, материально-техническими условиями вузов, рейтинговой системой оценки знаний студентов и высокими требованиями учебных программ, предъявляются всё более высокие требованиями к интеллектуальным и психическим качествам студентов. Эти требования близки к предельным возможностям человека, что приводит к возникновению негативных психических состояний и стрессов у студентов. Исследователи всё чаще отмечают, что современные студенты имеют неудовлетворительные показатели физического здоровья и высокий уровень тревоги.

Исследования проводились среди студентов ІІІ курса факультета «Общей медицины» КазНМУ. Общее количество студентов – 185. для определения знания студентов о стрессе проведено анонимное анкетирование среди студентов, проведен тренинг, определены АД и ЧСС при стрессе (во время рубежного контроля) и при спокойной обстановке. При поддержке «BeamMed.Ltd» определили Са2+ у студентов.

Цель анкетирования: проверить знания студентов о стрессе, о его последствиях, и о том знают ли они, как справиться со стрессовыми ситуациями. При первичном анкетировании в пункте «Способы борьбы со стрессом» 34 % респондентов поделились своим мнением. Из них 97 % ответили, что следует заниматься спортом. Однако студенты во время занятий, сессии и при других обстоятельствах часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями. И, как правило, они не смогут заняться спортом в учебных учреждениях. Поэтому с целью предотвратить пагубное влияние стресса на организм я организовала тренинг по антистрессовой терапии.

В ходе тренинга рассказывалось о влиянии стресса на организм и о методах борьбы с ним, а именно: 1. Монотонные повторяющиеся действия поднимают уровень серотонина в организме – вращение вокруг своей оси, раскачивание, танцы. 2. Социальная поддержка. Когда вы говорите с людьми и вас поддерживают и понимают, а не игнорируют и перебивают, ваш серотонин повышается. 3. Делайте дыхательные упражнения. Стрессовые ситуации заставляют вас дышать неглубоко или задерживать дыхание. Когда вам надо быстро расслабиться, можно применять брюшное дыхание. 4. Проведите медитацию: примите удобное положение сидя, выпрямите спину, расслабтесь и просто сидите с открытыми или закрытыми глазами, и при этом повторяйте одно и то же слово (любовь, счастье, медицина и т.п.). 5. Также возьмите в руки резиновый шарик и попробуйте его разминать пальцами (это расслабит мышцы). 6.Дотроньтесь пальцами обеих рук до обоих выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки так долго, пока не почувствуете учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же как и следующее: кладите одну ладонь себе на лоб, другую – на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. Когда вы почувствуете пульс, можете отпускать. Это значит, что восстановилось кровообращение мозга. 7. Постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу. 8. Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не почувствуете легкое потепление ушных раковин.. 9. Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Если выполнять это упражнение 5-10 минут, то оно стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, которое активизирует вестибулярный аппарат, «пробуждает мозг», расслабляет плечевой пояс. А это улучшает слух и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая тем самым функционирование нервной системы. 10. Энергетические зевки: для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюсно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков. Когда мы находимся в состоянии стресса, наша челюсть часто сжимается, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно. Благодаря расслаблению мышц и облегчению функционирования нервов челюстно-височного сустава, улучшаются все связанные с ними функции глаз, лицевых мышц и рта. 11. Не подавляйте ваш стресс кофеином, алкоголем или другими веществами для поднятия настроения. Это кратковременные стимуляторы настроения, и вреда от них прибавится.

Результаты повторного анкетирования студентов показали, что эти упражнения помогают успокоиться и отвлечься. Также они эффективны при стрессовых ситуациях во время занятии, в общественных учреждениях, в учебных заведениях. И, соответственно, смогут повлиять на организм при стрессовой ситуации.

Выводы по определению АД и ЧСС при спокойной обстановке и стрессовой ситуации: результаты АД при стрессовой ситуации (рубежный контроль) не у всех были повышены, но показатели ЧСС почти у всех были увеличены. С помощью компании «BeamMed.Ltd» определили Са2+ у студентов у 46,1 %±0,53 % студентов количество Са2+ в организме сниженное из них у 30,7±0,17 % студентов, проблемы в учебе и со здоровьем.

Следует отметить, что стресс среди студенческой молодежи представляет собой, как правило, повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. для современного студента стресс является неотъемлемой частью повседневной жизни – это реакциия на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с каждодневнми трудностями, а так же чрезмерные учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, что приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Но адаптационные возможности молодого организма позволяют при этом студентам восстанавливать силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми. Таким образом, реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.


Библиографическая ссылка

Игибаева А.С., Хасенова К.Х., Байжанова Н.С. СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА СРЕДИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 427-429;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7425 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674