Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЛЕКЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Денисова В.Ю. 1 Карлаш А.Е. 1 Денисова В.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ
1. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 296 с.
2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2001. – 432 с.
3. Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». – 2004. – №9. – С.54.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.
5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн., 2003.
6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
7. Нейматов Я.М. Образование в ХХ1 в.: тенденции и прогнозы. – М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

Особенности современного динамичного этапа развития общества, науки и технологий обусловили повышение требований к образовательной системе, к психолого-педагогическому научному обоснованию образовательного процесса, что отразилось в разработке инновационных образовательных технологий, методов и средств обучения и в частности организации профессиональной подготовки врачей-стоматологов [1, 3, 4, 6, 8].

Важную роль для теоретической подготовки студентов на стоматологическом факультете отводится лекциям, в том числе, по одному из самых сложных разделов стоматологии – ортодонтии. Нередко лекции по ортодонтии перенасыщены специальной терминологией без объяснения значений тех или иных терминов, что ведет к трудности восприятия материала, особенно на начальных этапах изучения предмета. В дальнейшем, это выражается в неумении студента применить полученные в ходе лекционного курса теоретические знания на практике. Поэтому, целью данного исследования мы выделили разработку и внедрение современных методов организации вузовского лекционного курса по ортодонтии.

Материалы и методы исследования

При создании лекционного курса по ортодонтии был осуществлен комплексный подход, который заключался в понимании того, что лекция является основным методом изучения студентами стоматологического факультета Курского государственного медицинского университета теоретической базы такой наукоемкой отрасли стоматологии как ортодонтия. Данный лекционный курс был разработан в рамках «Рабочей учебной программы» по дисциплине ортодонтия, утвержденной на заседании Центрального методического совета КГМУ, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060201.65 – стоматология.

Лекционный курс создавался на протяжении трех лет (2011 –2014 гг.), в течение которых был успешно апробирован. Весь цикл лекций по ортодонтии имеет объем 12 часов (0,33 зачетные единицы) и представляет собой материал, последовательно знакомящий студентов с теоретической основой ортодонтии. Все лекции имеют мультимедийное сопровождение, выполненное с использованием компьютерной программы Power Point, входящей в пакет программы Microsoft Office.

Сравнительная оценка лекционного курса с точки зрения его возможности влиять на процессы обучения и усвоения студентами предлагаемого учебного материала проводилась путем анкетирования студентов четвертого и пятого курсов. Анкетирование проводилось в седьмом семестре 2013 года, в начальном периоде изучения ортодонтии. В анкете студентам четвертого курса предлагалось оценить уровень своих исходных знаний, позволяющих усвоить лекционный материал, уровень понимания новой дисциплины и появившегося интереса к ней. Далее, у студентов пятого курса, проводилось анкетирование в девятом семестре, с целью получения сравнительных данных в плане освоения теоретической основы новой дисциплины, расширения диапазона знаний после прослушанных лекций.

В работе использовались следующие методы исследования: контент-анализ литературных данных, посвященных вопросам методологии организацинных форм учебного процесса, анкетирование, статистические методы.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве респондентов в исследовании выступили студенты стоматологического факультета, проходящие обучение в Курском государственном медицинском университете. Анкетирование проводили с использованием индивидуальной разработанной анкеты. Структура анкеты включает в себя десять основных вопросов, характеризующих содержание и значимость лекционного материала в рамках специальной дисциплины – ортодонтии. В качестве оценочной шкалы были представлены следующие варианты ответов: полностью согласен; скорее согласен; скорее не согласен; совершенно не согласен, систематизируя и анализируя которые можно дать комплексную оценку значимости лекционного курса для профессиональной подготовки студентов-стоматологов.

Всего в исследовании приняли участие 25 студентов четвертого курса и 25 студентов пятого курсов, прослушавших лекционный курс по ортодонтии. Результаты статистической обработки анкет представлены на рис.1,2 и 3.

den1.tiff

Рис. 1. Результаты анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета

den2.tiff

Рис. 2. Результаты анкетирования студентов 5 курса стоматологического факультета

Как представлено на первой диаграмме все студенты четвертого курса (100 %) оценили ортодонтию, как сложный предмет, усвоение которого требует хорошей исходной теоретической подготовки. для большинства студентов пятого курса, несмотря на более углубленную подготовку по сравнению с четвертым курсом, ортодонтия остается достаточно сложным в профессиональном плане предметом, предполагающим наличие серьезных базовых теоретических знаний (полностью согласен с данным утверждением 68 % опрошенных, 28 % дали ответ скорее согласен); лишь 4 % респондентов не сталкиваются с затруднениями при освоении данной дисциплины.

Однако при оценке значимости лекционного курса по ортодонтии в качестве инструмента повышения эффективности усвоения и понимания учебного материала (вопрос № 2 анкеты) все студенты пятого курса отметили его необходимость, выбрав соответствующие варианты: полностью согласен – 72 %; скорее согласен  – 28 %. Мнения студентов четвертого курса разделились следующим образом: полностью согласен – 40 %; скорее согласен –28 %; скорее не согласен – 32 %.

Аналогичное распределение наблюдается для них и по третьему вопросу, касающемуся интереса лекционного материала с точки зрения расширения знаний по предмету. Полностью согласны с данным утверждением оказались лишь 20 % опрошенных, позицию «скорее согласен» отметили 16 %; при этом 40 % студентов дали заключение «скорее не согласен» и 24 % – «совершенно не согласен». Студенты пятого курса выразили положительное мнение о роли лекционного курса как источника важной дополнительной информации (полностью согласны 84 % студентов; 16 % – скорее согласны).

Не менее важным функциональным аспектом лекции, помимо содержания, является приемы и стиль ее изложения. Данный параметр оценивался нами по следующим позициям:

«Лекционный материал предлагается в понятной для меня форме» (четвертая позиция анкеты). Большинство студентов пятого курса (92 %) согласились с данным заключением. Почти треть студентов четвертого курса (36 %) также успешно осваивают материал, представленный в подобном формате. При этом более половины аудитории четвертого курса (64 %) и 8 % студентов пятого курса не могут воспринимать полученный на лекциях материал, что, на наш взгляд, связанно не столько с формой проведения такого рода занятия, сколько с отсутствием умения систематизации и самостоятельного освоения профессиональной информации.

«В лекции полно и доступно разъяснены новые термины и понятия» (вопрос № 5). для 36 % студентов четвертого курса выявились сложности в области терминологии, что говорит об отсутствии достаточной теоретической базы, по сравнению со студентами пятого курса, где только для 8 % респондентов терминология является проблемной областью.

«Мультимедийное сопровождение лекций помогает лучше усвоить предлагаемый материал и повышает интерес к излагаемому материалу» (вопрос № 6). В данном вопросе студенты четвертого и пятого курса были солидарны друг с другом, оценив предложенный параметр в целом положительно. Результаты были представлены практически пропорционально: доля студентов четвертого курса, полностью согласных с данным утверждением составила 84 %, пятого курса – 92 %; позицию «скорее согласен» выбрали 16 % студентов четвертого курса и 8  % пятого курса соответственно.

При ответе на девятый вопрос анкеты, направленный на выявление взаимосвязи манеры изложения, личности лектора и интереса к излагаемому материалу, студенты четвертого курса ответили: полностью согласен – 68 %; скорее согласен – 24 %; скорее не согласен – 8 %. Студенты пятого курса ответили: полностью согласен – 80 %; скорее согласен –20 %.

Проведение лекций в форме диалога с аудиторией облегчает понимание предлагаемого материала для 32 % студентов четвертого курса (в десятом пункте анкеты мнение «полностью согласен» выразили 12 % опрошенных, еще 20 % выбрали позицию «скорее согласен»). Применение техники обратной связи при проведении лекции-диалога считают уместным и эффективным 96 % студентов пятого курса, полностью согласен – 76 %, скорее согласен – 20 %, что характеризует их способность анализировать информацию, концентрировать внимание на профессионально-важных вопросах и вести дискуссию. Как видно из результатов исследования для студентов четвертого курса эта задача остается достаточно сложной: ответ «скорее не согласен» дали 52 % респондентов; «совершенно не согласен» – 16 % опрошенных.

Что же касается информационной ценности лекционного курса по ортодонтии, анализ которой был представлен седьмым и восьмым вопросами анкеты, в плане расширения диапазона знаний по предмету и формирования профессионального интереса, то в целом студенты отметили его важность, показав следующие результаты: студенты четвертого курса: полностью согласен – 32 %; скорее согласен – 64 %; скорее не согласен 4 %; студенты пятого курса: полностью согласен – 88 %; скорее согласен – 12 %. При этом для 4 % студентов четвертого курса и 8 % студентов пятого курса полученный на лекциях новый материал не побуждает их к внеаудиторной работе над проблемой, поиску собственного решения, что выявляет необходимость развития у студентов стоматологического факультета профессиональных компетенций, направленных на развитее самостоятельной информационно-познавательной активности.

den3.tiff

Рис. 3. Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов 4 и 5 курсов стоматологического факультета

Заключение

Анализируя полученные данные можно сказать, что разработанный лекционный курс по ортодонтии дает хорошую теоретическую основу для изучения предмета на практических семинарах и дальнейшего самостоятельного изучения. Все студенты отмечают ортодонтию как сложный предмет на начальных этапах изучения, требующий хорошей исходящей теоретической подготовки. Все респонденты отмечают важность лекционного курса для лучшего понимания теоретической основы предмета и расширения знаний по предмету. Хорошо оценено студентами мультимедийное сопровождение лекций, выбранная лектором манера общения и личность самого лектора. Неоднозначно оценена лекция в форме диалога. Студенты четвертого курса, в силу своей еще слабой подготовки по означенной дисциплине, неуверенно чувствуют себя в предлагаемой манере проведения лекции. Им ближе стандартная модель – слушаем и конспектируем. В то время, как студенты пятого курса в большей степени осознанно подходят к предлагаемому лекционному материалу. Они с удовольствием участвуют в диалоге с лектором, обобщая полученные знания, проводя параллели с ранее изученным материалом, формируя более полную теоретическую базу, необходимую для дальнейшего изучения ортодонтии на практических семинарах, что позволяет оценить вузовский лекционный курс, в частности, по ортодонтии, как основу учебно-образовательного процесса в вузе.


Библиографическая ссылка

Денисова В.Ю., Карлаш А.Е., Денисова В.В. ЛЕКЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 434-437;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7430 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674