Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Литвинов С.А. 1
1 Московский городской педагогический университет
1. Банзелюк Е.И. Диагностические показатели креативности и их динамика // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. – М., 2007. – Т. 1. – С. 80–81.
2. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. – 2004. – № 1. – С. 21–40.
3. Белова С.С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Журнал Высшей школы экономики. – 2008. – № 4. – С. 112–119.
4. Богоявленская Д.Б. Этапы диагностики творческих способностей детей // Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. – М., 2007. – Т. 1. – С. 107.
5. Дмитриев О.Б. Методика подготовки судей, тренеров и спортсменов по правилам и судейству с помощью мультимедиа системы «Соревнования по каратэ»: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Ижевск, 2003. – С. 45.
6. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная личность: ресурс креативности: Личность, креативность, искусство. – Пермь, 2002. – С. 89–120.
7. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Притер, 2012. – С. 137–138.
8. Литвинов С.А. Каратэ в системе физического воспитания студента: учебное пособие. – М.: МГПУ, 2015. – 196 с.
9. Литвинов С.А. Методика применения средств восточных единоборств на занятиях с детьми 5–6-летнего возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 6. – С. 34–37.
10. Мординсон Е.М. Особенности творчества дошкольников в изобразительной деятельности // Ананьевские чтения, 2002: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2002. – С. 253–255.
11. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности // Психологический журнал. – 2001. – № 2. – С. 75–85.
12. Рождественская Н.В. Развитие креативности методами арт-терапии и импровизации // Ананьевские чтения, 2004: материалы научно-практической конференции. – СПб., 2004. – С. 617–618.
13. Сафиуллин И.А. Концепция проблемного обучения М.И. Махмутова как дидактическая система: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Казань, 2001. – С. 29–31.
14. Тихомирова Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на развитие интеллекта и креативности. Психология XXI века: материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – СПб., 2008. – С. 325.
15. Gruszka A., Necka E. Priming and Accertance of Close and Remote Associations by Creative and Less Creative People // Creative Research Journal. – 2002. – Vol. 14. – № 2. – P. 193–205.

В настоящее время, наиболее существенной проблемой образования является развитие творческих способностей человека, позволяющее уйти от шаблонного решения проблем и дающее возможность гибкости мышления, адаптации и ориентации в современных условиях, расширенно и разносторонне рассматривать существующие проблемы. С приобретением умения находить решения в постоянно меняющихся нестандартных ситуациях появляется осознание происходящего и нацеленность на открытие нового. Следует заметить, что общекультурные достижения человечества является результатом работы творчески одаренных людей.

Для решения данной задачи необходимо создание педагогических условий для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного представителя миролюбивого сообщества. Следует отметить ряд условий, наиболее соответствующих поставленным задачам [3, с. 112–119]:

– физическое и интеллектуальное развитие в раннем возрасте;

– создание среды и системы отношений, стимулирующие разнообразную творческую деятельность;

– постоянное успешное проявление творческих способностей и планирование творческих заданий оптимальной сложности, их включение во все виды деятельности занимающихся, что позволяет укрепляться положительной самооценки, повышаться уровню творческих идей, и таким образом порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов, при этом немаловажным является избегать переутомления;

– предоставление свободы в выборе деятельности, чередование дел для саморазвития, повышения желания и поддержания интереса, эмоционального подъёма. При этом важно, чтобы социальная среда не подавляла, а питала личность ребенка, особенно, в дошкольном возрасте.

Педагог помогает выбрать посильные ребенку задания, с которыми тот может справиться, и дать возможность ему продемонстрировать достигнутый успех среди сверстников. Существует мнение, что только творческий человек может воспитать творческую личность [14, с. 325], поэтому подготовка творческих педагогов в системе дополнительного образования и, особенно, в боевых искусствах является немаловажной проблемой в настоящее время.

Под творческими способностями человека понимаются: уверенность в себе; чувство, понятие и восприятие общечеловеческих ценностей; умение замечать плохое и хорошее; в жизнедеятельности действовать самостоятельно и творчески; создавать что-то новое. Компонентами творческих способностей являются развитое воображение и творческое мышление [6, с. 89–120].

Считается, что воображение является психическим процессом, состоящим в образовании новых представлений, посредством переделывания среды и познаний, приобретённых ранее. Вдобавок к этому воображение не только повышает качество учебного процесса, но и само прогрессирует в последствие обучения.

Творческое мышление – разновидность мышления, которое квалифицируется рождением субъективно нового творения и появлением новых форм непосредственно в познавательной деятельности.

Особенностями этого мышления, необходимыми для развития творческих способностей являются: быстрота или легкость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, законченность мышления или детализация образов [2, с. 21–23].

Быстрота или лёгкость мышления рассматривается, как способность высказывать максимальное количество идей, способов; количественные данные, выражающая способность к образованию множества идей, где важно не их качество, а их количество.

Гибкость мышления – способность высказывать широкое многообразие и разнообразие идей, перебрасываться от одной толчки зрения проблемы к другим, применять разнообразные стратегии решения

Оригинальность мышления – способность порождать новые нестандартные идеи, которая может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми, очевидными, нормативными.

Законченность мышления или детализация образов свидетельствует способность к изобретательству, совершенствовать своё «творение» или придавать ему законченный вид.

Таким образом, способность к творчеству складывается в развитии человека постепенно, проходя цепочку взаимосвязанных естественных стадий онтогенеза. Делают акцент на трёх стадиях развития творческого мышления в раннем возрасте: наглядно-действенную, причинную и эвристическую. К детям в возрасте 5 лет, приходят способности, связанные с творчеством на основе зрительных представлений, в 6 лет – со словообразованием, в 9–10 лет – со способностью к аналогиям, в 10–11 лет – со способностью к созданию фраз. К 12–14 годам формируется эвристическое мышление, нацеленное на нахождение эффективных возможностей и способов для открытия новых идей в решении неизвестных задач [11, с. 75–85].

Выделяют две фазы процесса творческого становления, т.е. развития креативности, где креативность определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, образующий условно прочную характеристику личности.

Вначале формируется «первичная» креативность как целостная творческая способность, непривязанная к какой-либо области жизнедеятельности. Сенситивный период этого процесса – 3–5 лет. В течение этого времени двигателем создания креативности является подражание авторитетному взрослому как креативному образцу. Литературное и художественное творчество детей выражается в данном возрастном периоде сильнее, дефицит знаний ребенок должен компенсировать, используя фантазию. У дошкольников отмечается массовое выражение «наивной» креативности, которая показывает натуральное поведение детей, не имеющая связи с прохождением стереотипов. Таким образом, основа развития творчества дошкольника состоит в формировании особой структуры его опыта, т.е. эвристической, которая выступает как продукт организованной деятельности в основном поисковой [10, с. 253–255].

Затем, в возрастном периоде с 13 до 20 лет формируется «специализированная» креативность, т.е. способность к творчеству в установленной области деятельности как дополнение и альтернатива «первичной» креативности, которая относится к определенному типу мышления, постепенно формируемому в ходе развития личности [4, с. 107]. На данном этапе важное значение принимает профессиональный пример, содействие семьи и сверстников, у ряда субъектов наблюдается отвержение подражания с переходом к оригинальному творчеству. В противном случае, человек навсегда остается на фазе подражания.

Повзрослевшая, культурная креативность предъявляет требование деятельного преодоления стереотипов. Эта креативность – многообразное психологическое формирование, в котором характеристики познавательной деятельности и потребность к ней объединяются с отдельными личностными характеристиками. В следствии, на базе культурной креативности, имеющей менее массовый вид, образуется творческая личность.

Характеристиками креативности принято считать:

– эмоциональность к проблеме, выбор сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, противоречивые стороны окружающего мира;

– способность выставлять и обозначать множество разнообразных идей, образов, гипотез, вариантов;

– использование различных стратегий решения проблемы, способность предоставлять разнообразные виды, типы, категории идей;

– способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ;

– оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль;

– способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать;

– эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, потребность, творческая мотивация;

– независимость мышления, оценок; ответственность за нестандартную позицию; манера поведения с опорой на себя; самостоятельное поведение.

Умение уходить от привычных и общепризнанных ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, игра воображения и идей, т. е. свойство креативного мышления может созреть лишь при том обстоятельстве, когда у ребенка имеется шанс упражняться на задачах и заданиях «открытого типа». Данные задачи предусматривают абсолютную самостоятельность в подборе метода решения и дают возможность рекомендовать какие-либо целесообразные решения проблем. Полученные положительные данные, при организации специальных условий развития креативности путем постановки и решения проблем, показывают их влияние на нее. Для развития креативности могут быть использованы некоторые популярные методики [7, с. 251–252; 13, с. 29–31; 12, с. 617–618.; 15, с. 193–196].

В методике Элиса Пола Торренса (1964) предполагается поэтапная система развития творческого мышления, когда вначале проходящему испытания человеку предоставляются задачи и анаграммы, где ему нужно в максимально короткое время отобрать среди множества гипотез только одну достоверную и сформулировать правило, определяющее решение задачи. После проходящему испытание предоставляются картинки, где ему следует охарактеризовать наиболее непохожие и необычайные обстоятельства, при которых возникла данная ситуация и различные ее последствия. Далее проходящему испытание предоставляют предметы, содержащие обусловленное значение, и задание перечислить разнообразные способы их применения.

Методика Эдварда де Боно, (1967) заключается в том, при развитии креативного мышления следует придерживаться пяти принципам. Во-первых, при решении возникшей проблемы не маловажно сделать акцент на необходимые и сносные условия, т.к. процесс решения данной ситуации усложняется, при использовании всех предложенных условий без проверки их необходимости. Во-вторых, следует сделать установку не использовать свой предыдущий опыт решения похожих проблем, т.к. похожие проблемы часто бывают подобными только внешне. В-третьих, следует развивать умение видеть вещи многофункционально. В-четвертых, для решения проблемы нужно сформировать умение соединять и использовать альтернативные идеи из разнообразных сфер знания. В-пятых, при решении конкретной проблемы следует развивать способности к осознанию основной идеи в данной области знания и избавления от ее влияния.

В методике Ричарда Крачфилда (1973) развитие креативности мышления происходит путем решения творческих задач на основе детективных историй, что приводит к постоянной смене предположений о происшедшем случае, когда в процессе поиска выдвигаются самые неожиданные версии, перед тем как появляется правильная версия. Так же в предположениях должно иметься множество рекомендаций по развитию творческого мышления.

В настоящее время предлагаются различные методы развития креативности. Н.В. Рождественская (2004) опробовала метод импровизации в действиях на сценической площадке, где через год занятий значительно улучшились результаты выполнения контрольного импровизационного упражнения и теста «Несуществующее животное». Творческим подходом обладает метод проблемного обучения М.И. Махмутова (1975), где целью обучения является изучение учащимися учебного материала через решение особых когнитивных задач – проблем и моделирования проблемных ситуаций.

Данные методики следует проводить в игровых с положительными эмоциями условиях, естественных и увлекательных для учащихся, а не унизительных и пугающих с целью проверки их способностей. При этом нужно прослеживать, чтобы дети находились в радостном состоянии от старательно выполненной работы. При изучении жизнедеятельности 64 известных ученых было замечено, что в раннем возрасте они познакомились с творчеством, приобретением знания своими силами и самостоятельным мышлением, занимаясь в тех или иных кружках.

В последние десятилетия восточные единоборства продолжают привлекать внимание множества людей своим потенциалом, включающим самозащиту, направленность к самосовершенствованию, спортивную деятельность и морально-волевую подготовку. Следует обратить внимание, что восточные единоборства все больше превращается в спортивную дисциплину, и таким образом, все больше удаляются от своего прямого предназначенья, но некоторые методики подготовки в традиционном обучении могут значительно влиять на развитие творчески активной личности человека в сочетании с боевым арсеналом, способным противостоять различным негативным проявлениям социальной среды.

Таким образом, анализируя деятельность спортивного отделения по видам восточных единоборств в учреждениях дополнительного образования детей, можно проследить соответствие факторам, способствующим развитию креативности [1, с. 80–81]:

– большая сфера общения с инициативными и творческими людьми;

– окружение коллектива педагогов, как примера для подражания;

– доброжелательное общение родителей и детей;

– дозволение детям выразить свою индивидуальность в какой-либо деятельности;

– знакомство детей в раннем возрасте с физическими упражнениями и спортом;

– знакомство с творчеством через занятия в различных секциях;

– знакомство с удовольствием приобретения знания своими силами;

– положительная позиция к познавательной деятельности детей.

Создание педагогических условий развития творческой активной личности занимающихся восточными единоборствами является на данный момент актуальным и может оказать положительное влияние на развитие подрастающего поколения, что на современном этапе развития восточных единоборств практически не решается.

В традиционном обучении восточных единоборств используется принцип, который состоит из отдельных и взаимосвязанных периодов «Сю–Ха–Ри». На начальном периоде обучения «Сю – уважение традиции» идет точное изучение и выполнение технических приемов как показывает преподаватель, без какой-либо импровизации. На следующем «Ха – отступление от традиции» допускается отклонение от классических норм. На третьем «Ри – преодоление традиции» следует продвижение вперед при полной самостоятельности, т.е. последователь должен достичь в обучении высшего уровня мастерства и быть способным создать свою школу. Традиционное обучение предусматривает изучение технических уровней ученических «кю» (цветные пояса) и мастерских «дан» (черный пояс) с последующей аттестацией, где каждый уровень содержит техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку [8, с. 32–35].

В системе дополнительного образования для детей 5–6 лет занятия проводятся в течение 45 минут, содержание которых направлено на изучение базовых технических действий с последующей проработкой их в игровой обстановке [9, с. 34–37]. На занятиях может использоваться методика рассказа о легендарных мастерах восточных единоборств, с последующим пересказом и фантазией дошкольниками по поводу отдельных историй их жизнедеятельности, а также объяснения своими словами заповедей старых мастеров, что непосредственно способствует формированию воображения и гибкости мышления.

Преподавателю следует стремиться, чтобы на занятиях в группе во взаимодействии друг с другом среди занимающихся детей не было споров и обидчивости, только существовало повышенное понимание друг друга, обсуждение определённых ситуаций с последующим заданием на дом.

В возрастном периоде от дошкольников до старшеклассников возможно проведение моделирования ситуаций из жизнедеятельности, рассматривая тактику поведения из восточных боевых искусств. В связи с чем, на первых этапах обучения наиболее важно уделять больше внимания на развитие гибкости мышления, а с занимающимися более старшего возраста – на оригинальность и завершенность.

С 9–10 лет становится возможным рассмотрение и решение тактических задач в спортивном поединке и проблемных ситуациях, возникающих в социальной среде, которые влияют на формирование гибкости мышления.

Выполнение юными спортсменами восточных единоборств по команде преподавателя атакующих и защитных действий с последующим заданием создать комбинации по 2–3 технических действия могут способствовать развитию легкости мышления.

Проведение медленного поединка, с последующим заданием рассказать какие удары, защита и передвижение не использовались, даёт возможность проявляться гибкости мышления.

Применение заданий, которые нужно решать в трудных ситуациях, например: проведение поединка в ограниченном пространстве, на возвышенности, спиной к солнцу и т.д., способствует формированию гибкости, а с повышением технического мастерства и оригинальности мышления.

Решение задач об использовании технических действий в формальном комплексе «ката», позволяет взглянуть на решение проблем с разных сторон и, таким образом, гармонизировать работу двух полушарий мозга, что в свою очередь приведет к развитию законченности мышления.

Упражнения по формированию эмоциональной выразительности, включающие выражение лица, голоса, ускорения и замедления движений, задания показать свое превосходство или спокойствие, незаинтересованность перед противником с целью предотвратить конфликт, вырабатывают гибкость мышления.

В возрасте 13–14 лет, при изучении судейской работы, рассматриваются различные ситуации поединка «кумитэ» и показательных выступлений «ката» с последующим оцениванием зачетных технических действий и нарушений правил соревнований, где могут использоваться мультимедийные программы и пособия, что способствует формированию законченности мышления [5, с. 45].

Задание пересказать и анализировать ощущения, полученные в соревновательной деятельности при выступлении в ката и кумитэ, предложить возможные варианты, комментирование определенной ситуации даёт возможность развитию видения причинно-следственной связи и прогнозирование различных вариантов развития ситуаций, способствует формированию детализации образов.

Педагогом создаётся проблемная ситуация, организуется поиск её решения, затем учащиеся направляются на принятие нестандартного решения для использования практических навыков в экстремальной ситуации. Например: выполнение технических действий в ката на скользком полу, в глубоком снегу, при сильном ветре; проведение поединков «кумитэ» в стесненных условиях, против двух–трёх и более противников и т.д.

Создание, под редакцией педагога, юными спортсменами боевых театрализованных композиций в парах «эн-бу», в тройках «бункай-ката», своего формального комплекса «ката» с последующим объяснением применения технических действий, подбор музыки для показательных выступлений развивает оригинальность и законченность мышления.

Импровизация технических действий по команде преподавателя, бой с тенью с последующим анализом, выполненных приёмов, развивает гибкость мышления.

Просмотр соревновательных видов программ с последующим обсуждением, что было упущено и что можно было сделать развивает легкость и законченность мышления.

Таким образом, на этапах многолетней подготовки юных спортсменов восточных единоборств можно использовать упражнения, направленные на решение развивающих задач. В группах этапа предварительной подготовки 5–6 лет можно рекомендовать упражнения, направленные на формирование воображения и легкости мышления. В группах начальной подготовки с 7 до 9 лет следует выполнять упражнения, направленные на формирование легкости и гибкости мышления. В группах учебно-тренировочного этапа с 10 до 15 лет – упражнения, направленные на развитие гибкости и оригинальности мышления. На этапе спортивного совершенствования с 15 до 17 лет – упражнения, направленные на развитие оригинальности и законченности.

Исходя из чего, следует, что внедрение педагогических условий на основе использования средств восточных единоборств, обеспечивающих развитие творческой личности детей и подростков, в систему дополнительного образования детей значительно повысит уровень их креативности.


Библиографическая ссылка

Литвинов С.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 58-62;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7481 (дата обращения: 17.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074