В представленной статье рассматривается взаимосвязь креативности с условиями воспитания. Участниками исследования выступают учащиеся реабилитационного центра и общеобразовательной школы. Сравнительный анализ с помощью статистического U-критерия Манна – Уитни показывает достоверные различия по показателю «креативность» данных групп на 1 % уровне значимости, демонстрирует роль воспитания в формировании и развитии творческих способностей личности. Выдвинутые гипотезы подтвердились, продемонстрировав, что креативность имеет средовую обусловленность.
Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возросший интерес к проблеме креативности личности.
Актуальность данной исследовательской работы состоит в том, что креативность способствует развитию творческой личности и индивидуальности, является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.
В широком смысле, креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, «необходимых для становления способности к творчеству и творческому началу» [5, с. 228; 8].
Большинство исследователей влияния семейного окружения на способности детей сходятся во мнении, что семьи, в которых родители проявляют внимание и интерес к развитию ребенка, эмоционально общаются с ним, где поощряется нестандартное поведение без жесткого контроля со стороны родителей, способствуют наибольшему развитию креативных способностей детей.
А если в семьях присутствует жесткий контроль за детьми, полное устранение от воспитания, то такие условия в одинаковой степени неблагоприятны для развития креативности [3].
Тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности оказывает негармоничное семейное воспитание [4, 6].
Также В.С. Юркевич пишет о важном «стратегическом средстве», влияющем на познавательную потребность, как детерминанте способностей. Это средство – климат в семье [7].
Таким образом, семейное воспитание рассматривается как специально организованный и управляемый процесс формирования личности ребенка в семье.
Психолог В.Н. Дружинин [2] считает, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.
Формированию креативности в наибольшей степени способствуют следующие факторы воспитательного воздействия: повышение самооценки ребенка со стороны взрослых, положительное отношение к исследовательской деятельности ребенка, разрешение эмоционального самовыражения ребенка, удовлетворение потребностей и желаний ребенка, отсутствие наказаний и жёстких требований к ребенку.
В основу исследования легли следующие теоретические положения:
1. Креативность составляет относительно устойчивую характеристику личности, способную к творчеству. При этом развитие всех творческих процессов связано с самореализацией личности в семье.
2. Креативность имеет большую средовую обусловленность.
3. Подростковый возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом.
Целью исследования является выявление влияния условий воспитания на уровень креативности детей.
Для реализации поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать феномен креативности и факторы формирования креативных способностей ребенка в психологии.
2. Сформировать выборки испытуемых; подобрать методики для определения уровня креативности подростков и провести диагностику.
3. Проанализировать результаты исследования, провести сравнительный анализ, используя методы математической статистики.
4. Обобщить результаты и сделать выводы.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Методики диагностики уровня развития креативности: объективный тест Дж. Рензулли, опросник креативности Д. Джонсона.
2. Методы статистической обработки данных: критерий U-Манна – Уитни.
Объектом эмпирического исследования являются: группа 1 – учащиеся общеобразовательной школы № 4 с. Монастырище Черниговского района Приморского края, группа 2 – дети, воспитывающиеся в реабилитационном центре «Парус Надежды» (г. Владивосток). Средний возраст испытуемых – 14–15 лет. Группы уравнены по половому признаку, по 10 человек в каждой.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что условия воспитания влияют на уровень креативности ребенка.
При диагностике креативности был проведён анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определён средний уровень данных показателей, выявлен уровень креативности. Данные представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Показатели уровня креативности (по методике Дж. Рензулли)
№ исп. |
Учащиеся реабилитационного центра |
№ исп. |
Учащиеся общеобразовательной школы |
||||||
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
||
1 |
17 |
26 |
22 |
Средний |
1 |
30 |
27 |
29 |
Высокий |
2 |
23 |
30 |
27 |
Высокий |
2 |
30 |
33 |
32 |
Высокий |
3 |
32 |
28 |
30 |
Высокий |
3 |
25 |
23 |
24 |
Средний |
4 |
32 |
26 |
29 |
Высокий |
4 |
37 |
35 |
36 |
Очень высокий |
5 |
34 |
24 |
29 |
Высокий |
5 |
33 |
32 |
33 |
Высокий |
6 |
19 |
25 |
22 |
Средний |
6 |
36 |
32 |
34 |
Очень высокий |
7 |
30 |
24 |
27 |
Высокий |
7 |
29 |
35 |
32 |
Высокий |
8 |
33 |
25 |
29 |
Высокий |
8 |
33 |
24 |
29 |
Высокий |
9 |
17 |
26 |
22 |
Средний |
9 |
33 |
29 |
31 |
Высокий |
10 |
19 |
19 |
19 |
Низкий |
10 |
36 |
22 |
29 |
Высокий |
Таблица 2
Показатели уровня креативности (по опроснику Д. Джонсона)
№ исп. |
Учащиеся реабилитационного центра |
№ исп. |
Учащиеся общеобразовательной школы |
||||||
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
Я (самооценка) |
Экспертная оценка |
Итоговый балл |
Уровень креативности |
||
1 |
20 |
25 |
23 |
Средний |
1 |
30 |
28 |
29 |
Высокий |
2 |
30 |
30 |
27 |
Высокий |
2 |
36 |
31 |
34 |
Очень высокий |
3 |
31 |
28 |
30 |
Высокий |
3 |
22 |
27 |
25 |
Средний |
4 |
31 |
25 |
28 |
Высокий |
4 |
33 |
36 |
35 |
Очень высокий |
5 |
15 |
22 |
19 |
Низкий |
5 |
37 |
34 |
36 |
Очень высокий |
6 |
24 |
23 |
24 |
Средний |
6 |
39 |
34 |
37 |
Очень высокий |
7 |
31 |
25 |
28 |
Высокий |
7 |
30 |
36 |
33 |
Высокий |
8 |
31 |
26 |
29 |
Высокий |
8 |
35 |
25 |
30 |
Высокий |
9 |
11 |
26 |
19 |
Низкий |
9 |
28 |
24 |
26 |
Средний |
10 |
8 |
20 |
14 |
Очень низкий |
10 |
31 |
24 |
28 |
Высокий |
Анализируя данные из табл. 1, отметим, что в обеих группах диагностируются высокий и средний уровень креативности, но очень высокий уровень выявлен только у учащихся общеобразовательной школы, а у воспитанников реабилитационного центра при этом диагностирован низкий уровень креативности.
Проанализировав результаты, представленные в табл. 2, можно сказать, что 40 % учащихся общеобразовательной школы имеют очень высокий уровень креативности. У воспитанников реабилитационного центра такого уровня не выявлено, но у них диагностируется креативность на низком и очень низком уровне (20 и 10 % соответственно).
На этапе обработки результатов исследования для проверки выдвинуты гипотезы:
H0 – группа детей из благополучных семей не превосходит группу детей из неблагополучных семей по уровню креативности.
Н1 – группа детей из благополучных семей превосходит группу детей из неблагополучных семей по уровню креативности.
Для проверки гипотез был использован непараметрический статистический критерий U Манна-Уитни, который позволил выявить достоверные различия между показателями уровня креативного развития у испытуемых из благополучных (группа 1) и неблагополучных семей (группа 2) по показателю «креативность» на 1 % уровне значимости (Uэмп = 13,5; Uкр ≤ 19, р ≤ 0,01 и Uэмп = 17,5, Uкр ≤ 19, р ≤ 0,01 соответственно). У детей первой группы креативность значимо выше, чем у детей второй группы.
Таким образом, креативность имеет средовую обусловленность. Реализация различных компонентов творческого потенциала может быть затруднена, если для ребенка не создаются соответствующие условия: благоприятный стиль семейного воспитания, помощь и поддержка взрослых.
Полученные результаты подчёркивают практическую значимость проблемы влияния семейной микросреды и являются отправной точкой для дальнейших исследований в области изучения социальных причин, которые приводят к развитию способностей детей.
Библиографическая ссылка
Бубновская О.В., Новикова Е.А. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ РЕБЕНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 67-69;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7485 (дата обращения: 03.12.2024).