Актуальность. Природа – источник всех знаний и мировоззрений. Накапливание знаний увеличивает влияние человека на природу. Но всегда нужно стремиться не властвовать над природой, а только познавать её законы и стараться правильно их применять [1, c. 133]. Эта прописная истина, которая знакома с детства. Но если мы присмотримся, то увидим, что люди пользуются дарами природы с чудовищной силой. Исследования ученых подтверждают, что природа, будь то животные или растения, тоже приспосабливается к меняющимся условиям жизни и обитания. Но исчезают многие виды живой природы, которые тысячелетиями радовали людей своей красотой. И это не всегда слабые экземпляры. Цивилизация рождает всё новые условия жизни для человека, этот процесс не остановить. А мы задаём всё новые вопросы. Чем напитаются умы и души детей, постигающих мир знаний и природы? Будет ли беспокоить их вопрос: Кто есть человек на земле? Создатель или разрушитель? Какое царство человек выберет для себя: доброго, культурного, образованного дитя Матери Природы или нерачительного хозяина? И как воспитать в детях неравнодушие, привить настоящую любовь и уважение к природе, чтобы не такое уж и далёкое будущее стало бы для нас радостным и гармоничным? Как способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности? Ответы на эти вопросы подтверждают актуальность данной темы исследования. Современный педагог, на наш взгляд должен нести огромную ответственность перед миром за воспитание будущего поколения людей, которое придёт на смену сегодняшнему поколению.
В основе естествознания лежит эксперимент и связанные с ним практические знания [2, c. 6]. В условиях экономических и политических проблем у школы не всегда есть возможность проводить уроки на природе. А как услышать и почувствовать природу?
Творческий поиск новых форм и интересных мотивирующих фактов при изучении предмета «Естествознание» и занятий в психологическом театре импровизации, на основе данного предмета, привел нас к идее проведения совместных занятий педагога и психолога. Через чувства, эмоции, которые дети испытают во время участия в упражнениях, мы обратимся к истокам души ребёнка. Предмет «Естествознание» послужил поводом к проведению данного эксперимента с учащимися 5 класса.
Цель: активизация познавательной активности средствами упражнений психологического театра импровизации, с использованием звуков природы и классической музыки.
Гипотеза. Наше предположение, что повышение активности в изучении предмета «Естествознание» будет эффективным при условии развития мотивации к изучению данного предмета средствами психологического театра импровизации по темам учебного предмета.
Методика. В процессе естественного эксперимента использованы методы наблюдения за эмоциями, движениями и положением каждого ученика в рамках класса, а так же: анкеты по исследованию познавательных интересов, чувств, ощущений и мыслей. Появилась мини лаборатория учителя «Естествознания» и психолога, программа которого основана на принципе «Экология природы – экология души».
Ожидаемые результаты помогли выбрать подход к данной методике.
1. Выполняя действие или импровизируя в предлагаемых обстоятельствах, ученики будут прилагать определённое волевое усилие, при котором они будут определять цель, которую надо достичь.
2. Кроме этого дети приобретут новый опыт работы на уроке.
3. Через танцевальную импровизацию с использованием звуков природы, инструментальнойи классической музыки дети будут познавать степени свободы своего тела, эмоций, мыслей, воли.
4. Произойдёт осознание красоты природы и себя, как части природы.
5. Через прочувствованные образы и явления природы дети придут к пониманию законов природы, к поиску собственных природных ресурсов и развитию нравственных качеств.
В эксперименте психологическому театру импровизации отводилась заключительная часть урока, всего 15 минут. Участниками эксперимента стали 21 ученик 5 класса, более половины, из которых занимались в театральном кружке с 3 класса. Через образы природы, её звуки и музыку проходило обучение импровизации. Очень важным моментом было обсуждение выполненных упражнений, так как это помогало детям понять, что чувствуют другие дети, а педагогам – что происходит с детьми во время выполнения упражнений, и понимают ли дети важность выполнения правил работы в группе. Несмотря на то, что дети принимали правила работы в группе и условия выполнения упражнения, всё же, время от времени, они (правила) нарушались. Это связано в большей мере с психологическими особенностями данного возраста (11–12 лет) и особенностями психического состояния самих детей.
Упражнения выполнялись под аудио записи звуков природы, а потом эти же упражнения проводились с использованием классической или инструментальной музыки.
Результаты:
1. Наблюдения за выполнением упражнения «Я расту» (тема «Грибы») показало, что когда включался звук дождя – дети выполняли упражнение одновременно, то есть росли все вместе, а когда включалась музыка, каждый двигался по своему, не повторяя движений другого участника.
2. В основном дети активно включались в творческий процесс, за исключением 2 человек (девочка и мальчик), которые не могли выбрать образ растения. С этими учениками была проведена индивидуальная работа и в дальнейшем они могли выполнять подобные задания (Темы: «Многообразие растений и их значение», «Культурные растения нашей страны», «Культурные сообщества» и др. по разделу – «Жизнь в природе»).
3. Во время обсуждения, дети уточняли своё новое понимание явлений природы, заданных темой урока: почему перестала расти (тема: «Грибы»), какое значение имеет свет для растений (тема: «Культурные растения нашей страны»), какое значение имело музыкальное сопровождение для восприятия научных понятий (сообщества, симбиоз, паразитизм и др.), какие чувства при этом возникали, как эти чувства различали восприятие дерева и цветка, каким образом мы разговариваем с растениями (Сказки О.И. Протопоповой «Я дерево», «Я – Река»).
4. При исследовании познавательных интересов рейтинговый статус предмета «Естествознание» поднялся (с 5-го места на 2-е).
Выводы
1. Занятия по предмету «Естествознание» с использованием упражнений психологического театра импровизации способствуют повышению мотивации не только к данному предмету, но и к другим учебным предметам, познавательной активности, улучшают память эмоций и чувственную сферу, более четко представляется образ явлений природы и улучшается осознание мира природы.
2. Учащиеся свободно импровизируют, что способствует качественному усвоению материала урока.
3. В процессе занятий происходит рефлексия на собственные чувства, ощущения, мысли, которые помогут им отличить хорошее от плохого, доброе от злого, формируя духовный стержень будущего взрослого человека.
Таким образом, творчество на уроке «Естествознания» должно быть непрерывным, ибо, познавая предметы и пропуская их через чувственный мир ребёнка, мы можем быть уверенными в будущем природы земли.
Библиографическая ссылка
Протопопова О.И., Мухтарханова Г.Т. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ПРЕДМЕТУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ЧЕРЕЗ УПРАЖНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМПРОВИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 71-72;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7487 (дата обращения: 21.11.2024).