Собственной издательской базы Арзамасский музыкальный колледж не имеет. Он пользуется услугами издательства Арзамасского государственного педагогического института им. А.П. Гайдара, с которым налажено прочное взаимовыгодное сотрудничество (колледж участвует в научных проектах института, даёт концерты для вуза и др.).
Концепция издания заключается в расположении под одной обложкой методической и научной информации, представляющей интерес для всех трёх звеньев музыкального образования, предоставление трибуны для обсуждения всем заинтересованным лицам.
Второй выпуск сборника «Вопросы музыкального образования» вышел в 2007 г. В нём содержится 23 статьи. Авторами являются преподаватели музыкального колледжа, педагоги музыкальных школ, студенты колледжа - лауреаты областного научного конкурса. Каждая статья предваряется краткими сведениями об авторе и его фотографией. В сборнике имеются три раздела.
В первом - «История и теория музыки» -опубликованы статьи соответствующей направленности, отметим некоторые. Статья «Из истории музыкального образования в Арзамасе» (Е.Ю. Быстровой) имеет краеведческую направленность. Она потребовала от автора работы в архивах и позволяет получить представление о достаточно высоком уровне хорового пения в Арзамасе XIX - начала XX века. Особый интерес представляет приложение к статье, опубликованные архивные документы: записка дьякона Арзамасской Крестовоздвиженской церкви И. Малиновского (1870 г.) о преподавании церковного пения, протокол заседания педсовета Арзамасского реального училища (1913 г.) и другие. Ещё одна краеведческая работа - «Из музыкального прошлого городов Поволжья» (автор - И.В. Терёхина) - делает попытку систематизации имеющихся в музыкознании сведений о становлении музыкальной профессиональной культуры в данном регионе.
Публикация кандидата искусствоведения Э.К. Петри «Моцарт. «Тоска по весне» (путешествие маленького шедевра в пространстве и времени») посвящена юбилею композитора. В ней рассматривается проблема миграции песни Моцарта из профессионального искусства в фольклор и из Германии в Россию, то явление, которое именуют «культурным импортом». Статья ранее публиковалась в Нижнем Новгороде и в Самаре, но здесь дан её полный вариант.
Интересна также работа Е.С. Суслова «Мусоргский «Песни и пляски смерти» (о транскрипции для баяна)». Статья содержит исторические и теоретические сведения о творчестве Мусоргского и жанре транскрипций. Она сопровождается нотным приложением - транскрипцией автора статьи. Е.С. Суслов - лауреат международных конкурсов и первый исполнитель данного произведения. Следует отметить, что публикация полного нотного текста, даже такого талантливого как в данном случае, в методических сборниках - редкость.
Второй раздел - собственно методический: «Проблемы методики преподавания музыкальных дисциплин». Он содержит разнообразные работы: рекомендации для преподавателей (Коробова Л.А.. «Особенности работы над полифонией в ДМШ», кандидат педагогических наук Яковлева А.Д. «Использование тестов в работе по музыкальной литературе в ДМШ»), методические пособия (Курамшев В.П.. «Хоровая аранжировка»), рабочую программу (Власов А.П. «Рабочая программа по факультативному курсу дисциплины «Техническая подготовка») и другие. Из десяти статей этого раздела три принадлежат педагогам музыкальных школ (с. Дивеево, р/п Навашино, г. Сарова). Этот раздел особенно интересен музыкантам-практикам. В нём обобщается опыт преподавания по методикам достаточно известным, и предлагаются некоторые новые методические приёмы, например, в публикации Вагиной Т.Ю. «Использование декламационного метода в работе с начинающими пианистами». Здесь даются рекомендации и упражнения, позволяющие сделать начальный этап обучения более интенсивным и -что важно! - интересным для ребёнка.
Последний, третий раздел сборника -«Научные работы студентов - лауреатов областного конкурса» - даёт возможность показать свои достижения, тем, кто только начинает заниматься наукой. Арзамасский музыкальный колледж на протяжении последних 10 лет успешно выступает на областном конкурсе научных работ учащихся «Эврика», занимая в нём лидирующие позиции. И этот раздел сборника, включающий 6 статей, один из самых интересных. Студентов интересуют самые разнообразные проблемы.
Лабазова Л. в статье «Размышление о воздействии музыки на человека» руководствуется идеей Боэция о том, что «музыка способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение». Малышева И. описывает результаты эксперимента, участниками которого были студенты и преподаватели колледжа. Он свидетельствует о сложности контакта музыкальных культур и метафоричности выражения «музыка не требует перевода». Работа Трактиной Т. «А. Корещенко. «Пир Валтасара» (размышление о музыковедческом знании)» написана в жанре эссе и демонстрирует живой и остроумный язык, гибкость мысли и богатство фантазии. К тому же здесь сделана попытка совмещения жанра эссе с одной из универсальных музыкальных форм -сонатной, это вносит в повествование элемент игры с читателем. Главная проблема статьи -определение в музыке понятия «шедевр».
Сборник «Вопросы музыкального образования» может быть рекомендован не только музыкантам - профессионалам, но также историкам искусства, краеведам, любителям музыки. Статьи первого и третьего разделов не требуют специальных знаний в области музыки.
Об успехе издания свидетельствует его быстрое распространение. Правильность выбранной концепции подтверждается большим количеством предложенного материала для третьего выпуска, который состоится в 2010 г.
Библиографическая ссылка
Гладков А.М. Вопросы музыкального образования (сборник) // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 4. – С. 23-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=75 (дата обращения: 30.12.2024).