Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Вопросы музыкального образования (сборник)

Гладков А.М.
ГОУ СПО «Арзамасский музыкальный колледж» является маленьким учебным заведе­нием, расположенным в южной части Нижего­родской области. В 22-х южных районах области находится более 30 музыкальных школ. Колледж в отношении школ выполняет функции куратора, поддерживая с коллективами этих учебных заве­дений тесные связи. Выпускники колледжа про­должают обучение в Нижегородской государст­венной консерватории им. М.И. Глинки, а также в консерваториях Москвы, Саратова, Казани и др. Приступить к выпуску собственного методиче­ского издания - сборника «Вопросы музыкально­го образования» - колледж побудила идея объе­динения данного «музыкального пространства».

Собственной издательской базы Арзамасский музыкальный колледж не имеет. Он пользует­ся услугами издательства Арзамасского государст­венного педагогического института им. А.П. Гайда­ра, с которым налажено прочное взаимовыгодное сотрудничество (колледж участвует в научных про­ектах института, даёт концерты для вуза и др.).

Концепция издания заключается в расположении под одной обложкой методической и научной информации, представляющей интерес для всех трёх звеньев музыкального образования, предоставление трибуны для обсуждения всем заинтересованным лицам.

Второй выпуск сборника «Вопросы музыкального образования» вышел в 2007 г. В нём содержится 23 статьи. Авторами являются преподаватели музыкального колледжа, педагоги му­зыкальных школ, студенты колледжа - лауреаты областного научного конкурса. Каждая статья предваряется краткими сведениями об авторе и его фотографией. В сборнике имеются три раздела.

В первом - «История и теория музыки» -опубликованы статьи соответствующей направленности, отметим некоторые. Статья «Из исто­рии музыкального образования в Арзамасе» (Е.Ю. Быстровой) имеет краеведческую направленность. Она потребовала от автора работы в архивах и позволяет получить представление о достаточно высоком уровне хорового пения в Арзамасе XIX - начала XX века. Особый интерес представляет приложение к статье, опубликован­ные архивные документы: записка дьякона Арза­масской Крестовоздвиженской церкви И. Мали­новского (1870 г.) о преподавании церковного пения, протокол заседания педсовета Арзамас­ского реального училища (1913 г.) и другие. Ещё одна краеведческая работа - «Из музыкального прошлого городов Поволжья» (автор - И.В. Терёхина) - делает попытку систематизации имею­щихся в музыкознании сведений о становлении музыкальной профессиональной культуры в дан­ном регионе.

Публикация кандидата искусствоведения Э.К. Петри «Моцарт. «Тоска по весне» (путеше­ствие маленького шедевра в пространстве и вре­мени») посвящена юбилею композитора. В ней рассматривается проблема миграции песни Мо­царта из профессионального искусства в фольк­лор и из Германии в Россию, то явление, которое именуют «культурным импортом». Статья ранее публиковалась в Нижнем Новгороде и в Самаре, но здесь дан её полный вариант.

Интересна также работа Е.С. Суслова «Мусоргский «Песни и пляски смерти» (о транскрипции для баяна)». Статья содержит историче­ские и теоретические сведения о творчестве Му­соргского и жанре транскрипций. Она сопровож­дается нотным приложением - транскрипцией автора статьи. Е.С. Суслов - лауреат междуна­родных конкурсов и первый исполнитель данного произведения. Следует отметить, что публикация полного нотного текста, даже такого талантливо­го как в данном случае, в методических сборни­ках - редкость.

Второй раздел - собственно методиче­ский: «Проблемы методики преподавания музы­кальных дисциплин». Он содержит разнообраз­ные работы: рекомендации для преподавателей (Коробова Л.А.. «Особенности работы над поли­фонией в ДМШ», кандидат педагогических наук Яковлева А.Д. «Использование тестов в работе по музыкальной литературе в ДМШ»), методические пособия (Курамшев В.П.. «Хоровая аранжиров­ка»), рабочую программу (Власов А.П. «Рабочая программа по факультативному курсу дисципли­ны «Техническая подготовка») и другие. Из деся­ти статей этого раздела три принадлежат педаго­гам музыкальных школ (с. Дивеево, р/п Навашино, г. Сарова). Этот раздел особенно интересен музы­кантам-практикам. В нём обобщается опыт препо­давания по методикам достаточно известным, и предлагаются некоторые новые методические приёмы, например, в публикации Вагиной Т.Ю. «Использование декламационного метода в работе с начинающими пианистами». Здесь даются реко­мендации и упражнения, позволяющие сделать начальный этап обучения более интенсивным и -что важно! - интересным для ребёнка.

Последний, третий раздел сборника -«Научные работы студентов - лауреатов област­ного конкурса» - даёт возможность показать свои достижения, тем, кто только начинает заниматься наукой. Арзамасский музыкальный колледж на протяжении последних 10 лет успешно выступает на областном конкурсе научных работ учащихся «Эврика», занимая в нём лидирующие позиции. И этот раздел сборника, включающий 6 статей, один из самых интересных. Студентов интересу­ют самые разнообразные проблемы.

Лабазова Л. в статье «Размышление о воздействии музыки на человека» руководствуется идеей Боэция о том, что «музыка способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение». Малышева И. описывает результаты эксперимента, участниками которого были студенты и преподаватели колледжа. Он свидетельствует о сложности контакта музыкаль­ных культур и метафоричности выражения «му­зыка не требует перевода». Работа Трактиной Т. «А. Корещенко. «Пир Валтасара» (размышление о музыковедческом знании)» написана в жанре эссе и демонстрирует живой и остроумный язык, гибкость мысли и богатство фантазии. К тому же здесь сделана попытка совмещения жанра эссе с одной из универсальных музыкальных форм -сонатной, это вносит в повествование элемент игры с читателем. Главная проблема статьи -определение в музыке понятия «шедевр».

Сборник «Вопросы музыкального образования» может быть рекомендован не только му­зыкантам - профессионалам, но также историкам искусства, краеведам, любителям музыки. Статьи первого и третьего разделов не требуют специ­альных знаний в области музыки.

Об успехе издания свидетельствует его быстрое распространение. Правильность выбран­ной концепции подтверждается большим количе­ством предложенного материала для третьего выпуска, который состоится в 2010 г.


Библиографическая ссылка

Гладков А.М. Вопросы музыкального образования (сборник) // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 4. – С. 23-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=75 (дата обращения: 30.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674