Учебное пособие «История и теория богослужебного пения» представляет собой опыт систематизации научно-теоретического, исследовательского и учебно-практического материала по богослужебному пению, которое сегодня, в первой половине XXI века переживает новый этап осмысления представителями православной церкви, науки, музыкального искусства. В настоящее время не только в православных, но и в светских музыкальных учебных заведениях в той или иной форме осуществляется преподавание древнерусского церковно-певческого искусства XI–XVII веков и духовной музыки XVIII–XX веков.
В данном учебном пособии использован опыт и методика преподавания предметов «Теория богослужебного пения» в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, «Истории русской духовной музыки» в Московской регентско-певческой семинарии.
Цель учебного пособия – дать наиболее целостное представление об историческом развитии и научно-теоретических основах богослужебного пения, заложенных в византийской и древнерусской церковно-певческой традиции. Долгие годы богослужебное пение, бытовавшее в русской православной церкви до середины XVII века, считалось «безмолвной» культурой, поэтому в данном пособии особый акцент делается именно на этом историческом периоде. В то же время здесь довольно подробно освещается становление и развитие духовно-музыкальной культуры периода второй половины XVII–XX веков в ее различных стилевых проявлениях. Это представляет непременную актуальность, как для восполнения известных пробелов в курсе истории русской музыки, так и для практической деятельности руководителя хора или певчего.
Концептуальная особенность данного учебного пособия состоит в различии толкований ключевых понятий – богослужебное пение и духовная музыка. Богослужебное пение трактуется как «одна из форм самого богослужения» (И.А. Гарднер), как особый способ произнесения слова, с различной протяженностью во времени и характером интонирования. Понятие духовная музыка рассматривается как относительно новая историческая ипостась «богословия в звуках», относящаяся к периоду, начиная со второй половины XVII века по настоящее время, в той или иной степени связанная с феноменом авторского сочинения, субъективностью музыкального прочтения канонических богослужебных текстов композиторами. На рубеже XIX–XX вв. данное понятие видится в более широком контексте как «музыка отмеченная влиянием Духа Святого» (Г.В. Свиридов), имея в виду духовно-музыкальные произведения, написанные в разных жанрах и формах, для разного состава исполнителей.
Научно-методическая база пособия представляет собой труды, исследования, практические разработки ученых XX века, рубежа XX–XXI веков. В наиболее общем концептуальном плане, прежде всего, следует отметить фундаментальное исследование И.А. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви. Система. Сущность. История» в двух томах; триптих трудов В.И. Мартынова «История богослужебного пения», «Пение, игра и молитва в богослужебно-певческой системе», «Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси».
При освещении широкого круга вопросов по истории и теории древнерусского церковно-певческого искусства, его преемственности византийской культуре автор данного пособия опирался на труды выдающихся ученых-медиевистов рубежа XIX–XX вв. прот. И. Вознесенского, прот. В. Металлова, А. Преображенского, прот. Д. Разумовского, С. Смоленского, исследователей середины ХХ века – В. Беляева, М. Бражникова, Н.Успенского, последней четверти XX – начала XXI вв. – Г. Алексеевой, М. Богомоловой, Т. Владышевской, Е. Герцмана, Н. Заболотной, Б. Карастоянова, М. Макаровской, Г. Пожидаевой, Г. Печенкина, Д. Шабалина и др.
История русской духовной музыки XVIII–XX веков базируется на трудах Н. Герасимовой-Персидской, Н. Гуляницкой, А. Кандинского, Ю. Келдыша, А. Лебедевой-Емелиной, Е. Левашева, Вл. Протопопова, М. Рахмановой и др. Особо следует отметить серию книг «Русская духовная музыка в документах и материалов», внесшую значительный вклад в изучение богослужебно-певческих традиций и авторской духовной музыки; исследование Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века».
Учебное пособие состоит из двух частей. В первой части помещены необходимые сведения из Литургики – науки о церковном богослужении, так как само пение неотделимо от совершения богослужения. Здесь дается понятие об истории богослужения, устройстве храма, священнодействиях, суточном, недельном и годовом богослужебных последованиях, а также о структуре наиболее распространенных в церковной практике богослужений – Всенощного бдения и Литургии.
Вторая часть целиком посвящена богослужебному пению и состоит из четырех глав. Первая глава носит вступительный характер, и обозначает суть проблемы происхождения богослужебного пения, его канонических основ, соотношения с музыкальным искусством.
Во второй главе рассматриваются основные исторические этапы становления церковного пения в Ветхом и Новом Завете. Здесь раскрывается предыстория русского богослужебного пения – канонические основы византийского пения, его гимнография, установление системы осмогласия, обзор безлинейных нотаций, а также дальнейшее развитие пения византийской традиции. В этой же главе раскрываются вопросы становления древнерусского богослужебного пения.
В третьей и четвертой главах освещаются этапы развития русского богослужебного пения. Это знаменное и кондакарное пение XI–XIV вв.; расцвет столпового знаменного пения, утверждения гласо-попевочной системы в Московской Руси XV–XVI вв.; реформирование богослужебного пения в середине XVII века; а также развитие русской духовной музыки второй половины XVII–XX веков в ее различных стилевых проявлениях.
Пособие снабжено библиографией, пятью приложениями. Особо следует отметить приложение № 4, где помещены примеры древнерусских песнопений в параллельном изложении крюковой безлинейной и линейной нотациями с указанием попевок.
Библиографическая ссылка
Ковалев А.Б. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 170-171;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7542 (дата обращения: 03.12.2024).