Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Еремеевская И.Д. 1 Ковель М.И. 1 Зорина В.Л. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Под научной редакцией В.Л. Зориной.

Учебно-методическое пособие «Задания по химии для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения» издано в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Авторы: Еремеевская И.Д., канд. пед. наук, доцент, доцент центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Ковель М.И. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии, Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения».

Пособие включает предисловие, введение, задания для развития логических познавательных универсальных учебных действий, систему итоговых заданий для учащихся 8–9 классов, библиографический список и приложения. Предисловие содержит отзыв рецензентов: Г.Г. Первышиной, доктора биологических наук, кандидата химических наук, доцента, профессора кафедры технологии и организации общественного питания ФГАО ВПО «Сибирский федеральный университет», Е.В. Арнольд, кандидата химических наук, доцента, доцента кафедры химии ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. А.П. Астафьева».

Во введении пособия раскрыта его актуальность. В системе естественно-научного образования химия занимает важное место в познании законов природы, общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании у учащихся научной картины мира, а также в воспитании их экологической культуры. Однако существует проблема мотивации к изучению данного предмета и, как следствие, низкий уровень его усвоения учащимися. Причина данной проблемы кроется, с одной стороны, в большом количестве новых для учащихся понятий высокой степени абстракции, а с другой – в несформированности у учителя, а как следствие, и у учащихся, умения оперировать понятиями.

Преобразования в российском образовании связаны с введением стандартов нового поколения, которые направлены на решение проблемы формирования у учащихся познавательных умений: определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, создавать обобщения, устанавливать аналогии, выявлять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Проблема обостряется ещё больше из-за отсутствия у учителя дидактических материалов, обеспечивающих формирование у учащихся вышеперечисленных умений, что актуализирует данное пособие.

Также во введении представлен краткий обзор учебников химии и примерной программы, методика разработки заданий для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.

В части «Задания для развития логических познавательных универсальных учебных действий» представлены задания:

1) на знание номенклатуры и свойств веществ, их количественных и качественных характеристик;

2) для развития умений:

● определять понятия;

● делить понятия;

● обобщать понятия;

● строить умозаключения и выводы.

В части «Система заданий» предлагаются задания по неорганической химии, которые разработаны на основе Способа диалектического обучения. Все задания направлены на формирование определённого предметного или метапредметного умения. Задания составлены на основе требований Госстандарта и программ по химии авторских коллективов под редакцией О.С. Габриеляна, Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гары.

Использование заданий данного пособия предполагает, что учитель либо уже владеет основами логических знаний, приобретённых на ступени профессионального педагогического образования, либо прошёл курсы повышения квалификации по программе «Теория и технология Способа диалектического обучения», направленный на овладение знанием структуры основных логических категорий (понятие, суждение, умозаключение), умением оперировать понятиями и осуществлять логический анализ содержания преподаваемого предмета.

Библиографический список пособия представлен школьными учебниками, а также включает справочную литературу, монографию, учебно-методические пособия и статьи, описывающие, каким образом можно формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

В приложениях помещены:

● перечень учебников, утверждённых Министерством образования и науки РФ;

● современный дидактический инструментарий познания – комплект карточек для обучения и усвоения учебного материала (текста);

● образец бланка ответов к системам заданий, структура которого соответствует специфике заданий.

Представленные в данном пособии задания могут быть использованы не только на уроках в качестве обучающих, но и в качестве диагностических для подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации – учителей химии общеобразовательных учреждений, но будет интересным и для преподавателей факультетов биологии, географии, химии системы высшего профессионального образования.


Библиографическая ссылка

Еремеевская И.Д., Ковель М.И., Зорина В.Л. ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ СПОСОБА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 193-194;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7564 (дата обращения: 29.11.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074