Учебное пособие «Общая психология. Познавательные процессы. Часть III. Память» издано в Сибирском государственном технологическом университете г. Красноярска. Авторы: Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения», Еремеевская И.Д. – канд. пед. наук, доцент, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии СибГТУ, Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии СибГТУ, Ковель М.И. – старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики и психологии СибГТУ, Митрухина М.А. – старший преподаватель центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Мартынец М.С. – канд. пед. наук, старший научный сотрудник центра «Теория и технология Способа диалектического обучения».
Данное пособие является третьей частью в серии «Познавательные процессы» и является продолжением предыдущего учебного пособия «Психология. Познавательные процессы. Часть II Мышление» (Авторы: В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина, И.Д. Еремеевская, Т.Н. Ищенко, М.И. Ковель, В.С. Нургалеев, 2004 г.).
Мышление и память тесно взаимосвязаны между собой. С одной стороны, мышление, являясь высшей стадией развития интеллекта, опирается на память, а с другой стороны, – вид и индивидуальные особенности памяти человека зависят от уровня развития мышления и его свойств (гибкости, скорости и др.).
Пособие включает предисловие, введение, сборник понятий, лабораторно-практические занятия, библиографический список и приложения. Предисловие содержит отзывы рецензентов: А.М. Гендина, доктора философских наук, члена-корреспондента РАО, профессора, заведующего кафедрой философии и социологии ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. А.П. Астафьева», Е.С. Медведевой, кандидата философских наук, доцента ФГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет».
Во введении прописана актуальность данного пособия. Профессиональная успешность выпускников вуза – будущих специалистов – во многом будет зависеть от уровня развития их памяти, так как им придется сталкиваться с проблемами, связанными, с одной стороны, с удержанием в памяти большого объёма необходимой информации, с другой стороны, – с извлечением нужной информации из памяти. Поэтому преподаватель любой учебной дисциплины должен уметь определять вид мышления и памяти у студентов, а также способствовать развитию их свойств в диалектическом единстве. К сожалению, преподаватели не всегда осознают необходимость использования психологических знаний для оптимизации учебного процесса.
В сборнике понятий по теме «Память», который является принципиально новым инструментарием познания, раскрывается содержание и объём понятия «Память», что позволяет, с одной стороны, увидеть структуру данного понятия, установить родо-видовые отношения, а с другой стороны, – понять алгоритм составления сборника. Кроме того, все виды памяти расположены от общего через особенное к единичному, в отличие от существующих учебных пособий и справочных изданий.
В части «Лабораторно-практические занятия» представлена система семинарских и лабораторно-практических занятий, разработанная на основе сборника понятий, что позволяет не только формировать глубокие знания о памяти, но и одновременно осуществлять диагностику уровня её развития и индивидуальных особенностей.
Библиографический список пособия содержит учебники для студентов средних педагогических заведений и высшей школы, учебные, учебно-методические пособия, справочные материалы (словари, энциклопедии), статьи, показывающие как развивать память у учащихся (студентов).
В приложениях представлены:
● карточки для освоения алгоритма работы со сборником понятий;
● анкета обратной связи для сбора проблемных вопросов;
● современный дидактический инструментарий познания – комплект карточек для обучения и усвоения учебного материала (текста);
● список ключевых понятий.
Использование данного учебного пособия в системе дополнительного профессионального образования поможет преподавателю создать условия для всестороннего развития видов и свойств памяти у студентов, с учётом их индивидуальных различий. При этом предполагается изменение, как содержания образования, так и технологии его получения, поскольку, в первую очередь необходимо развивать мышление (первичное), а на его основе память (вторичное), так как учебный материал будет усвоен только в том случае, когда он будет понят (запоминанию предшествует понимание).
Библиографическая ссылка
Зорина В.Л., Еремеевская И.Д., Глинкина Г.В., Ковель М.И., Митрухина М.А., Мартынец М.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ЧАСТЬ III. ПАМЯТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 196-197;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7566 (дата обращения: 23.11.2024).