Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИАЛЕКТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МОДУЛЬ «ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Ковель М.И. 1 Зорина В.Л. 1 Глинкина Г.В. 1
1 КГАОУДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Учебное пособие «Диалектика учебного процесса. Модуль «Оценка и самооценка в учебном процессе» издано в Сибирском государственной технологическом университете г. Красноярска для слушателей по профессиональной образовательной программе «Диалектика учебного процесса». Авторы: Ковель М.И. – старший преподаватель центра «Теория и технология Способа диалектического обучения», Зорина В.Л. – канд. пед. наук, доцент, заведующая центром «Теория и технология Способа диалектического обучения», Глинкина Г.В. – канд. пед. наук, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии.

Пособие включает предисловие, введение, два раздела, библиографический список и приложения. Рецензентами пособия являются: В.С. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор, директор НИИ ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», В.П. Махонина, кандидат философских наук, доцент ФГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет». Предисловие содержит отзыв одного из рецензентов – В.С. Чернявской.

Во введении прописана актуальность модуля, цель, особенности его изучения и формы организации учебного процесса, взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы, объём, сроки изучения и виды контроля.

В то время, как современному обществу требуется личность, обладающая не только активностью, самостоятельностью, ответственностью, но и адекватной самооценкой, в учебном процессе неоправданно мало внимания уделяется проблеме самооценки, которая является важным регулятором поведения личности и составляет её ядро.

Значение самооценки заключается не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своего образования (оценить его уровень, т.е. качество), но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Эффективное решение проблемы воспитания личности и вместе с тем развития у неё адекватной самооценки возможно, на наш взгляд, при освоении теории и технологии Способа диалектического обучения, который основан на мысли как средстве сознания, сложной кооперации как высшей форме труда, на самопринуждении как высшей степени естественного принуждения, и предполагает новые учебные отношения, заключающиеся в выведении преподавателя из учебного процесса за счёт передачи учащимся (студентам) логической и исполнительской функций труда полностью, а управленческой – частично.

В результате в учебном процессе осуществляется переход от непосредственного общения «учитель – ученик», «преподаватель – студент» (автократия) к опосредствованному «ученик – ученик», «студент – студент» (демократия). При этих условиях учащиеся (студенты) «вынуждены» самостоятельно заниматься добыванием знаний, а когда царит дух мыслительной состязательности, самооценка способствует развитию естественного принуждения и воспитания самодисциплины. Внедрение в учебный процесс Способа диалектического обучения позволяет осуществить переход от необъективной оценки знаний, выводимой преподавателем, к объективной самооценке учащихся (студентов) за счёт использования на занятиях материализованной оценки.

Проблема обостряется ещё больше из-за отсутствия у учителя дидактических материалов, обеспечивающих формирование у студентов объективной самооценки, что актуализирует данное пособие.

Первый раздел составляет программа модуля «Оценка и самооценка в учебном процессе», которая содержит три взаимосвязанных блока: философско-методологический, раскрывающий диалектическое единство отметки (количество) и оценки (качество); психолого-педагогический, выявляющий условия становления личности; частнодидактический, аргументирующий логико-дидактические основы реализации в учебном процессе материализованной самооценки. Также содержатся требования к уровню знаний и умений слушателей, вопросы для собеседования, формы контроля, перечень ключевых понятий, темы рефератов, научных исследований и библиографический список.

Во втором разделе помещены лабораторные занятия, в которых указана заявка на оценку, система заданий для индивидуальной работы и время на выполнение, формы проведения занятия (индивидуальный труд – простая кооперация – сложная кооперация) и критерии для самооценки учебных достижений. Также представлены тексты для самостоятельной работы слушателей, позволяющие им выявить структурные компоненты самооценки и способы формирования у учащихся адекватной самооценки с учётом их возрастных особенностей.

Лабораторные занятия разработаны на основе теории и технологии Способа диалектического обучения, поэтому при их проведении прослеживается диалектика форм и функций труда: от индивидуального труда к простой кооперации, а затем к сложной кооперации. При этом постепенно осуществляется передача логической, исполнительской функций полностью, а управленческой – частично, т.к. из трёх её составляющих (учёт, контроль и регулирование) преподаватель оставляет за собой только одну – регулирование, а две другие передаёт учащимся. Наряду с преподавателем работают арбитры и согласительная комиссия. Каждый слушатель индивидуально ведёт учёт своей работы – фиксирует количество набранных им баллов за выступление, дополнения, возражения, выдвижение версий, формулирование вопросов-суждений, умозаключений, то есть осуществляет самооценку. Оценка работы групп фиксируется на экране активности в виде таблицы, в которой указывается суммарное количество баллов, набранное на разных этапах занятия. Поощрительные баллы выставляются группе и отдельным её членам за активность, оригинальность и скорость формулирования суждений, вопросов-суждений. По окончании лабораторного занятия каждый слушатель подсчитывает количество баллов (определяет отметку) и выставляет оценку согласно заявке на оценку, которая объявлялась в начале занятия. Кроме того, осуществляется накопительная система баллов, позволяющая определять рейтинг слушателей, которые заранее знакомятся с заявкой на оценку за весь курс изучения модуля.

В библиографический список пособия помещены учебники для высшей школы, учебные, учебно-методические, учебно-справочные пособия для слушателей дополнительного профессионального образования, словари, статьи, показывающие, каким образом можно формировать у учащихся (студентов) адекватную (материализованную) самооценку учебных достижений.

В приложениях представлены материалы: словарь основных понятий модуля; анкета обратной связи; современный дидактический инструментарий познания – комплект карточек для обучения и усвоения учебного материала (текста); виды отношений между понятиями, круги Эйлера; материалы для проведения входной и итоговой рефлексии; материалы для проведения итогового тестирования.

Данное учебное пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации – преподавателей вузов, учителей общеобразовательных школ, аспирантов, студентов, слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования.


Библиографическая ссылка

Ковель М.И., Зорина В.Л., Глинкина Г.В. ДИАЛЕКТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. МОДУЛЬ «ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 200-202;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7570 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674