Проблема, которая обозначена в монографии, относится к новой отрасли педагогических знаний – гендерной педагогике. В развитии гендерных подходов в воспитании подрастающего поколения на приоритетное место нами выдвигается проблема формирования у подрастающего поколения толерантного сознания и установки на гендерную толерантность. Актуальность этой работы подтверждается необходимостью психолого-педагогической поддержки процесса гендерной социализации личности в связи с изменениями в гендерных отношениях в современном российском обществе.
В первой главе монографии «Теоретический анализ проблемы воспитания гендерной толерантности школьников» представлен обзор философской и психолого-педагогической литературы по проблемам толерантности и гендерных исследований; обозначены подходы к их изучению; раскрыта сущность понятия «гендерная толерантность»; обоснован выбор ранней юности как cензитивного периода в формировании гендерной толерантности; обоснована модель ее формирования у старшеклассников, проанализирован комплекс педагогических условий, влияющих на ее становление.
В монографии содержится анализ аксиологических, экзистенциальных, культурологических, диалогических и гуманистических основ толерантности в историческом ракурсе. Анализируя содержание понятия «толерантность» в педагогическом аспекте, в работе акцентируется внимание на том, что наличие толерантности свидетельствует об активной и диалогической позиции личности в познании и принятии себя и других.
Анализ научной литературы по проблемам пола/гендера показывает, что основы для появления понятия «гендер» заложены в области философии, социальной психологии и социологии. Долгое время предметом дискуссии в данных науках являлось различение понятий «пол» и «гендер», которые в настоящее время четко дифференцируются. В современных педагогических исследованиях признается социальный характер понятия «гендер» в отличие от биологического значения понятия «пол».
Теоретический анализ проблем толерантности и гендерных исследований позволил определить новое содержание научного понятия «гендерная толерантность», как психолого-педагогической готовности к пониманию, принятию и признанию различных типов гендерной идентичности, многообразия проявлений гендерного поведения, идей гендерного равноправия в социуме на основе активной нравственной позиции личности.
Гендерная толерантность выступает в качестве активной жизненной позиции, подразумевающей, что человек находится в позиции субъекта, осознанно и самостоятельно определяющего свою судьбу. Это позиция личностная: в ней проявляются установки, ценности, мотивы и смыслы личности, а на их основе осуществляется осмысленный и ответственный выбор. Это позиция нравственная: личность характеризуется как носитель определенных нравственных ценностей.
Гендерная толерантность рассматривается в работе через призму двуединства психологической готовности как внутреннего состояния, мотивации и способности положительного отношения к другому человеку, и психолого-педагогической подготовленности, включающей практические умения понимания и коммуникации.
В качестве понимания характеризуется способность личности взглянуть на мир с другой точки зрения. Гендерная толерантность опирается на модель «человека понимающего», заинтересованного в «другом», в его уникальности как в необходимом звене самопознания и становления собственного «я». Принятие интерпретируется как положительное отношение к проявлениям «инаковости», как эмоциональная категория, сопровождающаяся переживанием ценности «другого».
В исследовании используется понятие гендерная идентичность не как результат, а как процесс, в результате которого могут возникать разные варианты «мужественностей» и «женственностей». Согласно гендерному подходу, подчеркивается индивидуальность и пластичность гендерных различий. В соответствии с континуальной моделью гендерной социализации личности признается множественность вариантов гендерного поведения и гендерных ролей, вариативность в овладении полоролевым репертуаром.
Гендерная толерантность выражается в стремлении достичь согласования без применения давления, преимущественно методом убеждения. В исследовании акцентируется ценность гендерного равноправия как равного правового статуса мужчин и женщин, равных возможностей для его реализации, позволяющих лицам того и другого пола свободно развивать свои потенциальные способности в различных сферах жизни.
Анализ проблемы гендерной идентичности позволяет констатировать, что ее развитие является стадиальным процессом. Большинство исследователей указывают на важность юношеского этапа, который является решающим для формирования личности будущих мужчин и женщин. В юности заканчивается процесс первичной социализации личности, усиливается склонность к общению с противоположным полом, способность к рефлексии и самоанализу, возрастная переоценка жизненных ценностей, готовность к гражданскому, личностному и профессиональному самоопределению. Все это делает раннюю юность сензитивным периодом для формирования гендерной толерантности.
В качестве педагогических условий, специально созданных для формирования гендерной толерантности старшеклассников, рассматриваются следующие: использование специально подобранного содержания, оформленного в виде программы занятий «ГормониЯ»; организация среды, включающей множественность гендерных различий; применение комплекса педагогических средств, носящих личностно-ориентированный, диалогический и рефлексивный характер; гуманистическая позиция педагога.
Формирование гендерной толерантности у воспитанников рассматривается как процесс поэтапного становления трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (осознание гендерных установок), эмоционального (овладение способами эмоциональной саморегуляции и развитие эмпатического понимания) и деятельностного (освоение модели конструктивного взаимодействия между полами). В монографии рассматривается, как они проявляются в таких сферах жизнедеятельности личности, как:
1) межличностное общение юношей и девушек;
2) индивидуальные интересы и увлечения;
3) семейные отношения;
4) профессиональная деятельность;
5) общественно-политическая деятельность.
Во второй главе монографии «Программа формирования у старшеклассников установки на гендерную толерантность» представлены содержание и методические рекомендации по проведению занятий. К методам и приемам, способствующим формированию у воспитанников установки на гендерную толерантность, относятся: дискуссии, психотехнические упражнения, ролевые и деловые игры, направленные на развитие эмпатийного понимания, рефлексии и умения выстраивать конструктивное общение.
Главной целью программы является формирование гендерной толерантности как условия осуществления успешной гендерной социализации старшеклассников. В монографии рассмотрены те представления, знания, умения, навыки, способности, ценностные установки, которые приобретает старшеклассник в результате реализации педагогических задач. В программе представлены следующие блоки занятий:
Блок 1. Феномен гендерной толерантности.
Блок 2. Гендер и межличностное общение юношей и девушек.
Блок 3. Гендер и индивидуальные увлечения.
Блок 4. Гендер и семья.
Блок 5. Гендер и профессиональная деятельность.
Блок 6. Гендер и общественно-политическая жизнь.
Таким образом, содержанием занятий охвачены все ведущие сферы жизнедеятельности человека, в которых проявляются отношения между представителями различных полов, рассматриваемые нами как базовые человеческие отношения. Решение поставленных выше задач позволяет сформировать позитивную установку юношей и девушек на развитие всех ключевых социальных компетентностей и ролей старшеклассников.
Библиографическая ссылка
Шустова Л.П. ГЕНДЕРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ (ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОНОГРАФИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 214-216;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7584 (дата обращения: 21.11.2024).