Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Третьяк Л.Н. 1 Бойко С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Читательское назначение. Аннотируемое учебное пособие «Повышение качества измерений в условиях технического регулирования (по материалам международных стандартов)» разработано в соответствии с программами высшего профессионального образования для широкого круга специальностей и направлений и предназначено для студентов широкого круга технических специальностей и направлений, изучающих дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», «Метрология», «Общая теория измерений», «Статистические методы управления качеством». Пособие может быть полезно магистрантам, аспирантам и специалистам, связанным с проблемами оценки точности результатов измерений.

Гриф. Издание рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия по направлениям и специальностям: 653800.65 «Стандартизация, сертификация и метрология», 150200.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 230100.65 «Сервис, техническая эксплуатация и ремонт автомобилей», 651400.65 «Машиностроительные технологии и оборудование», 651900.65 «Автоматизация и управление», 170500.65 «Механизмы, аппараты химических производств».

Содержательная часть. Согласно международных и национальных требований показатели безопасности продукции и оказываемых услуг должны контролироваться в технически компетентных лабораториях по стандартизованным процедурам. Для реализации этих требований необходимы инструменты оценки качества, прежде всего точности выполняемых в испытательных лабораториях измерительных процедур.

В учебном пособии представлена новая международная концепция точности методов и результатов измерений, применимая к стандартному методу измерений. Изложены международные требования к оценке показателей правильности, повторяемости и воспроизводимости, являющихся мерами точности стандартного метода измерений, регламентированные ГОСТ Р ИСО 5725-2002 (ч. 1–6) и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025. Содержатся общие требования, предъявляемые к лабораториям при разработке методик выполнения измерений, проведении совместного эксперимента по оценке точности методов и результатов, оценке технической компетентности лаборатории. Приведены примеры применения основного (стандартного) и альтернативных методов, применяемых в метрологической практике.

При написании пособия авторы преследовали цели – систематизировать требования международных стандартов, представить читателю взгляды на новую концепцию точности методов и результатов измерений и изложить в доступной форме практические примеры применения концепции в практике испытательных, измерительных и аналитических лабораторий.

Пособие состоит из введения, 5 частей, списка использованных источников, 13 приложений и предметного указателя. Текстовая аналитическая часть содержит большой объем информации из теории статистики, теории измерений, концепций погрешности и неопределенности измерений и удачно дополнена примерами, графиками и диаграммами.

В 1-й части пособия изложена новая концепция точности методов и результатов измерений и приведены:

– общие положения, термины и определения;

– концепция «принятого опорного значения» и концепция «прецизионности».

Приведена исходная статистическая модель, принятая в международных стандартах для оценки показателей точности методов и результатов измерений. Приведены соотношения между исходной моделью и прецизионностью, даны общие подходы к постановке эксперимента по оценке точности и рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 5725 для практики измерительных и испытательных лабораторий.

В основной (второй) части пособия «Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений» представлены:

– исходная модель и оцениваемые показатели;

– требования к эксперименту по оценке прецизионности и привлекаемому персоналу;

– требования к статистическому анализу данных эксперимента по оценке прецизионности.

Требования к промежуточным показателям прецизионности стандартного метода изложены в 3-й части пособия: перечень основных факторов, статистическая модель, принимаемая при оценке промежуточных показателей прецизионности, выбор необходимых условий измерений, а также подходы к проведению внутрилабораторного и межлабораторного исследования и анализа промежуточных показателей прецизионности.

Основные методы определения правильности стандартного метода приведены в 4-й части пособия. Текст этой части изложен в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5725-4 по определению систематической погрешности стандартного метода измерений посредством межлабораторного эксперимента и систематической погрешности лаборатории при реализации стандартного метода измерений. Приведена модель эксперимента для гетерогенного материала и порядок статистического анализа данных эксперимента, а также робастные методы анализа.

6-я часть пособия содержит многочисленные и разнообразные примеры использования значений точности на практике:

– нахождение пределов повторяемости и воспроизводимости при сопоставлении произвольного количества значений;

– методы проверки приемлемости результатов измерений (испытаний) и установления окончательного результата;

– методы контроля стабильности результатов измерений в пределах лаборатории;

Использование стандартных отклонений повторяемости и воспроизводимости при оценке деятельности лаборатории представлено методами, применяемыми при оценке деятельности лаборатории, в том числе ранее не проходивших процедуру оценки деятельности или не признанных компетентными лабораторий.

Приведены альтернативные методы измерений с обоснованием выбора методов при проведении экспериментов по оценке точности лабораториями в повседневной практике.


Библиографическая ссылка

Третьяк Л.Н., Бойко С.В. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 228-229;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7598 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674