Учебное пособие подготовлено для студентов направления подготовки 45.03.01 – «Филология» (дисциплина «Введение в спецфилогию», базовая часть Блока 1 профиля «Отечественная филология»).
Целью пособия является исследование славянских языков и народов в лингвистическом, этнологическом, археологическом, сравнительно-историческом, фольклорно-мифологическом отношениях.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть филологию как комплекс научных дисциплин.
2. Раскрыть элементы и принципы сравнительно-исторического языкознания и филологической реконструкции.
3. Познакомиться с историей зарождения и развития славян.
4. Рассмотреть особенности сходства и отличия современных и мертвых славянских языков.
5. Изучить теории зарождения и историю создания славянской письменности.
6. Обозначить основные направления славистических исследований.
Для решения поставленных задач в пособии представлены теоретические материалы, направленные на формирование и выполнение упражнений, лингвистических задач, составление конспектов и проведение сопоставительного анализа лингвистических и исторических данных с использованием общелогических методов поисково-исследовательской деятельности студентов с приемами анализа, синтеза, сравнения, обработки данных, описательных методов с приемами наблюдения и классификации, экспериментальных методов с приемами тренинга и анкетирования.
Пособие выполнено на 206 с., состоит из введения, теоретических сведений, сопровождающихся комментариями, упражнениями для практической работы, заданиями для самостоятельной работы, списка используемой и рекомендуемой литературы, состоящего из 104 источников.
В начале пособия филология рассматривается как комплекс научных дисциплин, демонстрируются принципы филологической реконструкции славянских памятников, анализируются основные этапы истории славян, характеризуются славянские языки и создание славянской письменности. В основной части пособия определяются объект и предмет дисциплины, ее основные разделы. Формируется понятийный минимум по этногенезу (базовые понятия этноса, народности, нации), сравнительно-историческому языкознанию (понятие языкового родства, сравнительно-исторический метод, постулаты сравнительно-исторического языкознания). Анализируются лингвистическая и антропологическая теории происхождении славян, установление прародины славян и направление расселения. Формируется понятийный аппарат, необходимый для реконструкции мифологического сознания, определяются принципы семиотически грамотного рассмотрения языческих календарных праздников и ритуалов. Обсуждается вопрос о происхождении славянской письменности (в том числе и праславянской), аргументы в пользу первичности глаголицы и более позднем возникновении кириллицы, принципы формирования глаголического и кириллического письма, особенности восприятия алфавита древними. В ходе изучения дисциплины предлагается типология славянских литературных языков; формируются умения распознавания текстов на славянских языках.
Материалы учебного пособия направлены на обобщение и синтез знаний о современных славистических исследованиях, об особенностях филологического познания. Пособие знакомит будущих бакалавров с особенностями прикладной деятельности филологического направления в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности как лингвистического, так и литературоведческого направления.
Пособие содержит упражнения и задания, направленные на установление семантических связей между словами внутри языка и у родственных языков, мотивационный анализ, сопоставление терминов родства, сравнительно-аналитические задания, помимо традиционно выполняемых работ по теоретической подготовке, конспектированию, реферированию. Материал пособия может быть использован на занятиях по дисциплинам «Введение в спецфилологию», «Классические языки (старославянский)», «История русского языка», «Русская диалектология», «Современный русский язык», «Устное народное творчество», при выполнении научно-исследовательских работ студентов, при подготовке рефератов, докладов, курсовых работ. Структура пособия логична, она соответствует общему замыслу автора. Материалы пособия могут служить дополнительным источником полезной научной информации для студента-филолога. Представляют ценность разработанные автором задания, позволяющие проводить закрепление материала и отрабатывать навыки аналитической работы.
Пособие представляет собой сочетание теоретических сведений и заданий для приобретения навыков самостоятельной работы, умений использовать основные положения и методы историко-филологических исследований в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Современность и актуальность пособия заключается в том, что в текущий момент вопрос о взаимодействии и родстве славянских языков активно рассматривается современными СМИ. Материалы пособия способствуют формированию четкого представления о лингвистической, исторической, культурной, этнической составляющих единства славян, а также направлены на распространение и популяризацию русского языка как одного из славянских языков и славянской культуры как важных элементов мировой цивилизации, поддержки изучения русского языка, развития межкультурного диалога и укрепления взаимопонимания между народами в северном регионе Республики Казахстан.
Пособие носит проблемный и поисково-творческий характер. В нем представлены вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля. Пособие адресовано студентам направления подготовки Филология, а также широкому кругу лингвистов, литературоведов, исследователей, историков, культурологов.
Библиографическая ссылка
Сиривля М.А. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦФИЛОЛОГИЮ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 248-249;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7613 (дата обращения: 23.11.2024).