Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Морозова О.В. 1 Долгополова А.Ф. 2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Ставропольский государственный аграрный университет
1. Долгополова А.Ф., Тынянко Н.Н. Использование комплектов рабочих тетрадей на практических занятиях по математическим дисциплинам // Аграрная наука, творчество, рост. – 2013. – С. 258–260.
2. Гулай Т.А., Долгополова А.Ф., Литвин Д.Б. Анализ и оценка приоритетности разделов математических дисциплин, изучаемых студентами экономических специальностей аграрных вузов // Вестник АПК Ставрополья. – 2013. – № 1.
3. Долгополова А.Ф., Морозова О.В. Применение Марковских процессов при решении социально-экономических задач / А.Ф. Долгополова, О.В. Морозова // Российский экономический интернет-журнал. – 2009. – № 1. – С. 236–242
4. Морозова О.В., Долгополова А.Ф., Тынянко Н.Н., Долгих Е.В. ЭКОНОМИКА (электронный учебно-методический комплекс) // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № S4. – С. 21–22.

Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам направлений подготовки 38.03.01 – «Экономика» и 38.05.01 – «Экономическая безопасность» высших учебных заведений очной и заочной форм обучения.

Пособие подготовлено коллективом авторов: Морозовой О.В., к.э.н., доцентом кафедры «Естественнонаучных и математических дисциплин» РАНХиГС, Калужский филиал и Долгополовой А.Ф., к.э.н., доцентом кафедры «Математика» Ставропольского государственного аграрного университета.

Дисциплина «Методы оптимальных решений» является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В учебных планах достаточно большое количество часов отводится на самостоятельную работу студентов, в связи с этим данное пособие является неотъемлемой частью учебного процесса очной формы обучения. Данное учебное пособие охватывает традиционный курс основ методов оптимальных решений, а также содержит достаточно большое количество задач прикладного характера. Теоретический и практический характер пособия делает его также удобным для двух категорий учащихся вузов: студентов заочных и очно-заочных отделений.

Наиболее развернутые требования к минимуму содержания дисциплины «Методы оптимальных решений» содержатся в блоке требований по естественным наукам (ЕН) ГОС направления 38.03.01 – «Экономика». С точки зрения полноты охвата материала, требования к которому сформулированы в блоке ЕН, содержание данного пособия вполне соответствует вышеупомянутому направлению.

В настоящее время проведение контрольных работ в аудитории «постепенно уходит во вчерашний день». Переход к индивидуальным внеаудиторным заданиям может обеспечить дополнительные часы практических занятий в семестре для отработки методов расчета и экономических приложений того или иного раздела математики. При этом повышается уровень самостоятельности студентов при решении поставленных задач, развивается умение в нахождении ответов на интересующие их вопросы. Перед преподавателями высшей школы при работе со студентами ставиться следующая задача: необходимо раскрыть сущность предмета (методов оптимальных решений в целом, и каждого из её разделов в частности), обосновать необходимость предмета в дальнейшем изучении специальности, в будущей трудовой деятельности, а также вызвать у студенческой аудитории заинтересованность и осознанность необходимости освоения предмета. При этом следует научить студентов выявлять цель проводимого исследования и определять задачи для её достижения в условиях неопределенности современных экономических процессов, как на макро-, так и на микроуровнях.

В результате изучения дисциплины «Методы оптимальных решений» студенты, используя математический инструментарий и навыки, приобретенные на практических занятиях, научатся выбрать пути решения поставленных задач достижения обозначенной практической цели. По результатам полученного решения они смогут провести анализ ситуации, как ретроспективный, так и прогнозный. При этом целесообразно знакомить студентов с постановкой задач линейного программирования, теории игр, сетевого планирования путем составления экономико-математических моделей конкретных производственных задач на уровне муниципалитета.

Важность разделов, представленных в пособии, заключается в том, что они являются базовыми для последующего приобретения студентами специальных знаний и приемов аналитической работы.

Книга включает четыре раздела и список литературы. Каждая глава пособия начинается с необходимого теоретического минимума, включающего основные теоретические сведения, необходимые для решения нижеприведенных упражнений. Далее приводится блок типовых задач по данной теме с полным анализом хода решения, а затем предлагается блок аналогичных задач для самостоятельного решения. В конце каждого раздела, в качестве оперативного контроля знаний приводится расчетно-графическая работа.

В пособии особое внимание уделено стандартным задачам, достаточного количества которых так не хватает как преподавателям, так и студентам для успешного хода учебного процесса. Каждый раздел содержит подробное решение характерной задачи цикла, комплекс упражнений для решения в аудитории, комплект расчетно-графических работ на тридцать вариантов, что позволяет организовать работу в аудитории наиболее эффективным образом.

Такое построение книги предоставляет студенту широкие возможности для активной самостоятельной работы и экономит его время. Студент, пользующийся таким пособием, должен перед каждым практическим занятием выучить относящийся к нему раздел теории, внимательно разобрать решённые задачи, и только после этого приступить к решению задач, предложенных для самостоятельного решения.

Для обеспечения практической направленности изучения методов оптимальных решений, и успешного изучения в дальнейшем специальных дисциплин в пособии рассмотрены задачи, закладывающие фундамент для понимания экономической статистики и являющиеся базовым теоретическим и практическим основанием для всех последующих математических и финансово-экономических дисциплин подготовки бакалавра экономики, экономической безопасности, специалиста таможенного дела, использующих оптимизационные модели и методы в профессиональной деятельности.

Такая практическая направленность данного учебного пособия должна способствовать осознанию студентами взаимосвязи изучаемых в ВУЗе дисциплин и, в частности, важности изучения методов оптимальных решений для дальнейшего обучения.

Данное учебное пособие не охватывает весь блок тем «Методы оптимальных решений», в нем отсутствуют такие разделы как: динамическое программирование и имитационное моделирование сложных систем, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях, цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Но эти разделы методически целесообразно выделять отдельно. Они также требуют методического обеспечения, работа над которыми продолжается.


Библиографическая ссылка

Морозова О.В., Долгополова А.Ф. МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 261-262;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7626 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674