Учебное пособие «Основы физиологии и биохимии растений» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 060301– Фармация.
В рамках основной профильной дисциплины «Фармакогнозия» студенты изучают биологически-активные соединения растительного происхождения, обладающие фармакологическим действием. В существующих учебниках вопросы биосинтеза таких соединений излагаются отрывочно и не во взаимосвязи с биохимическими процессами, протекающими в растениях. Оторванность информации от физиологии растений – не позволяет сформировать у студента логически обоснованное целостное восприятие природы и тем самым затрудняет формирование у него требуемых компетенций.
В представленной учебном пособии изложены современные представления о физиологии растений и биохимических процессах, лежащих в основе биосинтеза, изучаемых в курсе фармакогнозии, биологически-активных соединений.
Все процессы биосинтеза в растительном организме рассматриваются в виде четырех главных метаболизмов – углеводно-липидный; азотный; фенольный и изопреноидный метаболизмы. В процессах углеводно-липидного обмена синтезируются первичные метаболиты: сахара, жиры, карбоновые кислоты. Азотный метаболизм приводит к синтезу всего многообразия азотсодержащих соединений – первичных метаболитов – протеиногенных аминокислот; а также и вторичных метаболитов – алкалоидов, цианогенных гликозидов и непротеиногенных аминокислот. Классификация фенольных соединений построена в зависимости от числа атомов углерода и структуры фенилалканоидного скелета. Выделены фенилоиды, фенилметаноиды, фенилэтаноиды и фенилбутаноиды, а также их димерные и полимерные соединения. Соединения хиноной структуры разделены также в зависимости от пути биосинтеза – шикиматный путь – гидрохинон, нафтахинон; поликетидный путь биосинтеза – антраценоид – хризацин (1,8 – антрахинон); смешанный шикиматно-мевалоновый – убихинон, филлохинон и антреценоид типа ализарина (1,2 – антрахинон). Предложенная классификация позволяет обосновано подойти к формированию модулей в процессе освоения курса фармакогнозии, что дает возможность реализоваться компетентностному подходу при подготовке провизоров.
Учебное пособие рассматривает основы физиологии растений, начиная с процесса фотосинтеза, и далее излагаются основные пути биосинтеза биологически-активных соединений, которые используются растением в основных физиологических процессах растительного организма.
Основной материал пособия изложен в двух частях – первая часть посвящена общим вопросам фотосинтеза, основным представлениям о росте и развитии растения, во взаимосвязи с синтезируемыми соединениями.
Во второй части изложены основы биохимии всех растительных метаболитов, лежащих в основе, изучаемых в курсе фармакогнозии биологически-активных соединений. На основании рассмотренного материала приведены усовершенствованные классификации основных групп биологически-активных соединений растительного происхождения.
Приведен библиографический список рекомендуемой литературы, включающий современные отечественные и зарубежные источники.
Пособие разработано в полном соответствии с образовательным стандартом и позволяет сформировать у студента требуемые по стандарту компетенции.
Пособие планируется издать в 2016 году, издательство «Сибмедиздат» Новосибирского государственного медицинского университета, объем – 6 усл. печ. л.
Библиографическая ссылка
Круглов Д.С. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И БИОХИМИИ РАСТЕНИЙ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 269-270;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7632 (дата обращения: 23.11.2024).