Предлагаемые тестовые задания и оценочные средства предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки: 080100 «Экономика» (квалификация выпускника – бакалавр).
Проведенный нами анализ различных подходов к проблеме контроля и оценки результатов обучения математике позволил определить недостатки традиционной организации контроля и подтвердил отсутствие единой технологии комплексного контроля и оценки результатов обучения. Адаптивное обучение предполагает особую, отличную от традиционной организации учебного процесса, основанную на смене акцентов от обучения как нормативно построенного процесса, к организации учения как индивидуальной деятельности обучаемых. Адаптивность образования должна предполагать и адаптивность контроля, так как он является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Разработка адаптивной технологии контроля и оценки результатов обучения обусловлена необходимостью решения одной из важнейших задач обучения математике – быстрой и надежной оценки знаний в соответствии с компетентностным подходом.
Под адаптивной технологией контроля и оценки результатов обучения мы понимаем как определенную последовательность взаимосвязанных и взаимообусловленных научно обоснованных этапов и процедур, максимально адаптированных к индивидуальным особенностям, возможностям и потребностям конкретного обучаемого.
В качестве форм и методов адаптивного контроля, способствующих активизации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых и воспитанию у них профессионально-значимых качеств, выступают различные формы компьютерного тестирования (групповое тестирование, самотестирование, различные виды тестов (тесты закрытой и открытой формы, тесты с выбором ответа из предложенных вариантов, на установление соответствия и порядка), тренинги.
Остановимся, как же реализуется данная технология контроля и оценки результативности обучения математике.
Мы придерживаемся модульного принципа обучения математике. Семестровый материал разбивается на отдельные модули (темы). В рамках модулей и происходит реализация адаптивной технологии контроля и оценки результативности обучения студентов математике.
Входной контроль нами проводится на первой неделе обучения. Его цель – выявить исходный уровень знаний студентов, по которому в дальнейшем можно будет судить о динамике их успеваемости. Этот вид контроля проводится в форме группового тестирования в присутствии преподавателя. Студентам предлагаются избирательные тесты с выбором ответа из предложенных вариантов (тесты закрытой формы). Варианты тестов подобны и содержат вопросы и задачи одинаковой трудности. Ко всем тестам разработаны письменные инструкции, с которыми студент должен ознакомиться перед тестированием. Результаты тестирования оцениваются по пятибалльной шкале в соответствии с предложенным рейтингом. Данный вид контроля дает возможность сравнивать полученные результаты с последующими результатами студента, ориентирует преподавателя на допустимую сложность материала, позволяет определить индивидуальную траекторию каждого обучаемого.
Текущий контроль осуществляется с целью выявления степени восприятия учебного материала и уровня овладения навыками самостоятельной работы и проводится в середине изучаемого модуля. На данном этапе проверяются знания элементов изучаемого раздела в объеме пройденного на текущий момент материала. Рекомендуемые формы проведения текущего контроля: групповое или индивидуальное тестирование (самотестирование) с применением избирательных тестов с выбором ответа из предложенных вариантов. На данном этапе обучаемый знакомится с формой представления заданий, с уровнем сложности, перечнем возможных вопросов, что позволяет ему более тщательно подготовиться к рубежному контролю за весь раздел. Практика внедрения адаптивной технологии контроля и оценки результатов обучения в учебный процесс позволяет на этапе текущего контроля выявить следующие положительные явления: рост самостоятельности студента; стимулирование интереса к более глубокому изучению предмета; достижение необходимого на данном этапе изучения дисциплины уровня знаний, умений и навыков? То есть обеспечивает формирование предусмотренных компетенций.
Промежуточный контроль проводится с целью проверки глубины формирования предлагаемых компетенций по материалам раздела (модуля) в форме группового тестирования или контрольной работы в присутствии преподавателя. Компетенция студентов оцениваются в соответствии с рейтингам. На основании результатов промежуточного контроля преподаватель может судить о глубине формирования данной компетенции студентов.
На наш взгляд, применение рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения решает поставленные выше задачи:
– объективность контроля повышается за счет применения компьютерного тестирования и методики рейтинговой оценки знаний и умений;
– повышается самостоятельная познавательная активность за счет того, что в случае неудовлетворительного результата за промежуточный тест, у студента есть время и возможность разобраться в заданиях. В то же время повышается ответственность, имеются шансы получить оценку «автоматом» в случае успешной текущей учебы;
– применение компьютерного тестирования значительно снижает нагрузка на преподавателя, происходит экономия времени педагога и повышается эффективность учебной деятельности студентов;
– достижение запланированного уровня сформированности предусмотренных компетенций становится возможным благодаря выполнению студентами предложенных нами тестовых заданий и оценочных средств.
Библиографическая ссылка
Ильмушкин Г.М. ФОНДЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ И ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-2. – С. 278-279;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7640 (дата обращения: 21.11.2024).