В статье описывается опыт технологии внедрения инновационного метода проблемно-ориентированного обучения в учебный процесс Медицинского университета Астана. На протяжении трех лет университет ведет работу в международном проекте по внедрению данной методики в образовательный процесс. Отмечается, что и преподаватели и студенты сталкиваются с рядом проблем в процессе перехода от традиционного метода обучения к проблемно-ориентированному. Однако, несмотря на трудности, такая технология зарекомендовала себя только с положительной стороны. Благодаря методу проблемно-ориентированного обучения студенты перестают быть пассивными накопителями знаний, полученных на лекции или занятии, а учатся самостоятельно добывать и анализировать информацию, учатся креативно мыслить и быстро принимать верные решения в экстремальных ситуациях, с которыми они столкнутся в процессе будущей профессиональной деятельности.
В современных условиях глобализации общества все отчетливей возникает осознание необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Инновации должны затронуть содержание, структуру и технологию медицинского образования. В Государственных программах развития здравоохранения и медицинского и образования Республики Казахстан эти вопросы определены как приоритетные [1, 2]. Внедрение инноваций в учебный процесс должно послужить более полному освоению компетенций выпускника медицинского вуза, предписанных Дублинскими дескрипторами, а также повышению авторитета и конкурентоспособности казахстанских специалистов [3].
Для реализации этих целей, Медицинский университет Астана (МУА), вместе с западными партнерами – Англией, Грецией, а также медицинскими вузами Тбилиси, Кутаиси (Грузия), Запорожья и города Сумы (Украина), Караганды (Казахстан), начал работу в международном грантовом проекте по внедрению ПОО в образовательный процесс. Руководство и финансирование проекта осуществляется в рамках Европейской программы «ТЕМPUS».
Наиболее сложной задачей в процессе внедрения проблемно-ориентированного обучения (ПОО) является обучение преподавателей. В условиях ПОО роль преподавателя (тьютора) отличается от таковой при традиционном методе обучения. Преподаватель перестает быть всезнающим экспертом, передающим свои знания и опыт ученикам, и становится помощником студенту, мотивирующим его на самостоятельный процесс познания, активный поиск правильных решений, способствует формированию клинического мышления, профессиональных качеств и коммуникативных навыков. С легкостью справиться с трудностями такого перехода преподавателям вуза помогли обучающие тренинги. Теоретические семинары и практические тренинги были проведены профессорами Лондонского университета Святого Георгия – Терри Полтоном и Эллой Искренко [3]. Обучение по данной методике прошли 9 преподавателей, один из которых получил Лондонский сертификат тренера ПОО.
С целью повышения профессиональных качеств фасилитатора (организатора, координатора занятия), ПОО-тренером было дополнительно проведено 4 тренинга для тьюторов: «Основы методики ПОО», «Роль студента и тьютора в ПОО», «Навыки фасилитатора в ПОО», «Адаптация ПОО – кейсов».
Важным этапом внедрения методики ПОО в учебный процесс является техническое и методическое оснащение занятий. В МУА для реализации этих целей выделены 4 специализированные комнаты, оснащенные круглыми столами, компьютерами, проекторами и интерактивными досками. Существенные изменения внесены в образовательную программу студентов специальности «Общая медицина». Сформированы и работают группы по адаптации клинических случаев ПОО, состоящие из специалистов филологических, медико-биологических и клинических дисциплин, определены группы студентов первого и второго курсов, которые участвуют в проекте. За методическую основу взяты клинические случаи, разработанные международными специалистами и предоставленные вузу университетом Святого Георгия. В настоящее время рабочая группа по адаптации кейсов провела их анализ, перевод и интеграцию в образовательную программу МУА. Кейсы были изменены и дополнены исходя из специфики нормативных и правовых актов Республики Казахстан, особенностей протоколов диагностики заболеваний и оказания медицинской помощи, номенклатуры лекарственных препаратов, национальных морально-этических норм.
На следующем этапе были произведены изменения в расписании занятий соответственно тематике рассматриваемых клинических случаев, благодаря чему студенты на протяжении одной учебной недели имеют возможность получить достаточный объем знаний по разным дисциплинам применительно к данному кейсу или клинической ситуации. В данное время по методике ПОО обучаются 32 студента или 4 малые экспериментальные группы, включающие в себя 8 человек. На каждой неделе студентам предъявляется новый клинический случай, по завершении которого работа студентов и тьютора оценивается экспертами – специалистами практического здравоохранения. Благодаря этому студенты знакомятся с современными требованиями, предъявляемыми к медицинскому работнику. Во время экспертного форума студенты также могут получить от специалистов ответы на вопросы, которые остались непонятными после изучения клинической ситуации.
Из 52 предлагаемых по данной методике ПОО кейсов, 18 переведены в программу OpenLabyrinth. Особенность этих кейсов заключается в том, что студенты работают в системе «Виртуальный пациент». Такие кейсы имеют множество опций и путей принятия решений по тактике осмотра, диагностики и лечения пациента. От уровня их знаний и способности к клиническому мышлению порой зависит жизнь «пациента». Боязнь сделать неверный шаг, ошибку в лечении, дополнительно мотивирует студента к процессу познания.
Об эффективности метода проблемно-ориентированного обучения красноречиво свидетельствуют слова, которые говорят студенты во время рефлексии, проводимой тьюторами после каждого занятия: «Удивительный случай! Это было очень интересно и захватывающе. За одну неделю я узнал больше, чем за месяц учебы»; «Нам очень интересно. Высокая мотивация для самостоятельного изучения материала. Мы чувствуем себя докторами и четко осознаем, что от уровня наших знаний и принятых решений зависит здоровье и жизнь пациента»
Таким образом, внедрение проблемно-ориентированного обучения в учебный процесс Медицинского университета Астана обеспеченивает возможность по новому взглянуть на образовательный процесс и в полной мере развивать свой творческий потенциал и профессиональные навыки. Личностно-ориентированная среда, обучение в малых группах, смещение лидирующей роли от преподавателя к студентам способствует повышению их самостоятельности, умению быстро находить правильное решение в сложных ситуациях, приближенных во время ПОО к их будущей профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Хамчиев К.М. ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 129-131;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7757 (дата обращения: 21.11.2024).