Вопрос подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ является одним из самых важных в школьном образовании. Работа в этом направлении была начата нами ещё в 2002 году. Уже тогда мы столкнулись с определёнными проблемами, которые заключались в том, что выпускники недостаточно владели орфографической зоркостью, навыками работы с текстом, аргументацией, умением убедительно мотивировать свою позицию, выявлять позицию автора. Поэтому было необходимо повысить эффективность урока, т.к. на нём в первую очередь решаются важнейшие задачи обучения и воспитания учащихся. Необходимо было так спланировать урок, чтобы не только передать научные знания, но и организовать самостоятельный процесс систематизации обучающимися усвоенного материала. На этом этапе существенной поддержкой стала теория развивающего обучения В.В. Давыдова, основанная на сотрудничестве и деловом партнёрстве учителя и ученика. Безусловно, чтобы осуществить развивающее обучение, необходимо организовать принципиаально новый подход к педагогической деятельности, отличающийся от традиционного обучения.
Использование новых информационно-коммуникативных и педагогических технологий позволило осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, создать условия для получения информации, повысить уровень усвоения программного материала учащимися, развить их творческие способности, а следовательно, внести новизну в обучение. А сам учитель должен применять любую педагогическую технологию по-своему, творчески, т.к. развивающая роль приёмов и методов обучения зависит от того, насколько будет активизирована мысль учащихся, насколько высока мотивация к самостоятельным действиям, обобщениям, насколько успешно будут сформированы способности к освоению и систематизации разнообразной информации.
Анализ теоритеческих исследований и собственного практического опыта приводит к выводу, что урок должен быть построен так, чтобы превалировали активные формы обучения. Каждый ученик должен выступать в роли добытчика знаний, поэтому важно умение полноценно общаться как с одноклассниками, так и с учителем. Таким образом, групповая форма обучения является одной из приоритетных на этих уроках.
Необходимой составляющей подготовки к ЕГЭ является работа по написанию сочинения, которую предваряет комплексный анализ текста, повышающий уровень языковой и речевой компетенции. Такой вид работы, как рецензирование текста, позволяет использовать различные элементы технологии развивающего обучения. Эти и другие формы работы позволяют учителю русского языка и литературы решить одну из важнейших задач – научить обучающихся писать хорошие сочинения, уметь грамотно и понятно выражать свои мысли. Они являются надёжной основой речевой и коммуникативной компетентности обучающихся, а это обеспечивает успешное выполнение тестового задания типа «С», что и подтверждают многолетние высокие результаты выпускников.
Таким образом, проблемы, связанные с подготовкой обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ, являются решаемыми при условии творческого использования методов и приёмов развивающего обучения.
Библиографическая ссылка
Задумина Н.А., Тимофеева Н.В., Ярославцева Н.А., Ярославцев А.С. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 91-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7829 (дата обращения: 21.12.2024).