Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:
– отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе узкополосных;
– возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей;
– неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, то он является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.
Не менее важным свойством является открытость электронных учебных модулей для изменений, дополнений, полной модернизации. Одной из эффективных форм обучения с использованием электронных образовательных ресурсов является смешанное обучение. Смешанное обучение – форма обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.
Для передачи знаний и организации диалога между участниками педагогического процесса используются разные технические средства, при этом участники образовательного процесса разнесены в пространстве и во времени. К формам дистанционного обучения можно отнести чат-занятие, вебинары (дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы), дистанционные курсы, мобильное обучение, видеовстречи и т.д.
Традиционно в зарубежной практике выделяют шесть моделей смешанного обучения:
1. Модель «FacetoFace Driver». Значительная часть учебной программы изучается в школе при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронные образовательные ресурсы и технологии используются в качестве дополнения к основной программе.
2. Модель «Rotation». Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории вместе с педагогом. Педагог, работающий очно, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.
3. Модель «Flex». Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения. Педагог сопровождает каждого студента дистанционно и организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.
4. Модель «Online Lab». Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в стенах учебного заведения (в кабинетах, оснащённых компьютерной техникой). Учащиеся, помимо онлайн-курсов, могут проходить обучение и в традиционной форме в классно-урочной системе.
5. Модель «Selfblend». Модель является традиционной для высших учебных заведений Америки. Студенты самостоятельно выбирают дополнительные к основному образованию курсы. Поставщиками образовательного контента могут выступать разные школы и образовательные учреждения.
6. Модель «Online Driver». Большая часть учебной программы осваивается с помощью электронных ресурсов информационно образовательной среды. Очные встречи с педагогом носят периодический характер. Обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов.
Как наиболее эффективные можно выделить модели группы «Вращение» (Rotation):
– «смена рабочих зон» (Station-Rotation);
– «перевернутый класс» (Flipped-Classroom);
– «автономная группа» (Lab-Rotation);
– «индивидуальная траектория» (Individual-Rotation).
Модель «смена рабочих зон» является удобной в случае, если изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного занятия. Тогда виды деятельности чередуются не одновременно для всей аудитории, а для групп учащихся в определенном темпе. Содержание деятельности определено педагогом. Аудитория должна быть оборудован так, чтобы обеспечить работу учебных групп в полном объеме. Такая модель эффективна для проведения лабораторных работ и практикумов, для организации проектной и исследовательской деятельности студентов.
Модель «перевернутый класс» позволяет более эффективно использовать время занятия в случае изучения теоретических тем, потому как до занятия учащимся предложено разобраться с основами темы при помощи видео, презентаций. На занятии уже меньше времени необходимо на разбор нового, только обсуждение оставшихся вопросов, а большая часть времени отводится на практическую деятельность по применению знаний в ходе решения задач, выполнения упражнений, организацию дискуссий. Такая модель востребована в группах с повышенной мотивацией обучения и при обязательном наличии у студентов домашней техники с выходом в Интернет.
Модель «автономная группа» позволяет выделить группу учащихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность, как в аудитории, так и во время консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения.
На таком же принципе работает и модель «Индивидуальная траектория». В данном случае педагог организует работу или отдельного студента по подготовке к олимпиаде, или студента, который обучается по индивидуальному плану.
Организация смешанного обучения средствами Google. При разработке образовательных ресурсов целесообразно использовать веб-ориентированные приложения Google Docs. Достоинствами сервисов Google является большой объем памяти, безопасность, интеграция с другими сервисами. Веб-приложения требуют от пользователя только наличия браузера, в котором они работают, и интернет-подключения. Доступ к материалам можно получить из любой точки, при этом возможна совместная работа над документами в режиме on-line [1]. Конкурентоспособность будущих специалистов определяется их умением грамотно и эффективно использовать современные технологии. Сервисы Google дают не просто навык работы с веб–приложениями, а вполне реальный опыт работы с инструментами, которые активно используются в современной образовательной среде.
Библиографическая ссылка
Гуремина Н.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 113-114;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7843 (дата обращения: 21.12.2024).