Закладка лимфатических узлов (ЛУ), главным образом верхних брыжеечных у человека, описана во многих работах разных авторов. Но механика этого процесса, связь его с органогенезом оставались вне зоны внимания исследователей.
По моим данным, брыжеечные ЛУ у грызунов (белая крыса, морская свинка и дегу) определяются главным образом в коротком общем корне брыжеек тонкой и толстой кишок. Он протягивается от двенадцатиперстно-тощекишечного изгиба до илеоцекального угла. Этих ЛУ, особенно дистальных центральных и периферических, гораздо меньше у грызунов, чем у человека, у которого они рассредоточены в брыжейках тонкой и толстой кишок, вплоть до кишечной стенки (Иосифов Г.М., 1930; Жданов Д.А., 1945; Сапин М.Р., Борзяк Э.И., 1982). Особенностью топографии брыжеечных ЛУ у человека являются постоянные и обширные вторичные сращения брюшины (ВСБ). Только у человека брыжейка двенадцатиперстной кишки и сам орган на большем протяжении фиксированы к задней брюшной стенке. Его подвижная брыжейка рассматривается у человека как аномалия, у животных – обычное в норме состояние. Примерно такое же соотношение по сохранению общего корня брыжейки толстой и тонкой кишок. Корреляции между ВСБ и морфогенезом ЛУ не рассматриваются или даже категорически отрицаются (Шуркус В.Э. и др., 2002).
Я неоднократно описывал общую механику ВСБ и закладки ЛУ брюшной полости в их связи на основе органогенеза (Петренко В.М.,1987-2010). У плодов человека 10-11 нед закладка верхних брыжеечных ЛУ начинается в области двенадцатиперстно-тощекишечного изгиба, в общем корне брыжеек тонкой и толстой кишки (пупочной кишечной петли). В полость брыжеечных лимфатических сосудов инвагинируют верхняя брыжеечная артерия и ее ветви с эндотелиальной стенкой лимфатического сосуда и межуточной соединительной тканью – стромальная закладка центрального верхнего брыжеечного ЛУ лентовидной формы. Такую же закладку я нашел у плодов крысы 19-20 сут. Позднее она преобразуется в цепь ЛУ разной плотности и конфигурации. С этой стадии развития плодов человека (10-11 нед) ВСБ охватывают значительные территории с выраженной деформацией толстой кишки, разделением общего корня брыжеек тонкой и толстой кишок на самостоятельные корни их брыжеек, морфогенезом в них множества ЛУ. У грызунов обосабливается только брыжейка двенадцатиперстной кишки. Дорсальнее этого органа ВСБ у грызунов либо отсутствуют (у крысы дорсальные отделы печени отделяют его от дорсальной брюшной стенки), либо очень ограничены. У плодов крысы печень медленнее, чем у человека, уменьшается в размерах относительно брюшной полости. Это тормозит вправление физиологической пупочной грыжи в брюшную полость плода крысы, ограничивает ВСБ и скручивание брыжеек с деформацией их сосудов и закладкой брыжеечных ЛУ. ВСБ у дегу и морской свинки также ограничены, по сравнению человеком, но у них я обнаружил брюшинные связки между дистальным отделом двенадцатиперстной кишки и дорсальной брюшной стенкой. При этом количество всех краниальных брыжеечных ЛУ, а среди них – дистальных центральных и периферических, оказалось наибольшим у крысы, а наименьшим – у дегу. По моим данным, закладка ЛУ в брюшной полости у человека и крысы, как и ВСБ, начинается в связи с завершением вправления в брюшную полость плода физиологической пупочной грыжи. Это приводит к резкому увеличению давления на брыжейки и дорсальную брюшную стенку с их сосудами. Вправлению пупочной грыжи способствуют относительное уменьшение печени, замедленное у крысы, и давление каудального края печени на корень пупочной кишечной петли (в корне ее брыжейки образуются дистальные центральные и периферические брыжеечные ЛУ). Вывод: особо значимым для закладки брыжеечных ЛУ оказывается общее внутрибрюшное давление, для его развития ведущую роль играет крупная печень. А она имеет наименьшие относительные размеры у дегу, наибольшие – у крысы. В то же время видовые особенности неравномерного роста печени (интенсивный рост ее ретропортальных отделов у крысы) детерминирует отсутствие дорсальных ВСБ.
Таким образом, морфогенез брыжеечных ЛУ зависит от развития брыжеек, в которых они образуются, в том числе от ВСБ. Видовые и индивидуальные особенности ВСБ у плодов человека и животных обусловлены особенностями их регионального органогенеза, особенно печени и кишечника, их анатомотопографическими взаимоотношениями. К сожалению, я не располагаю данными о развитии дегу и морской свинки до рождения, которые позволили бы уточнить детали описанной механики закладки брыжеечных ЛУ у человека и белой крысы. Однако результаты сравнительных исследований, эмбриологических (человек – крыса) и анатомических (человек – грызуны / крыса – морская свинка – дегу), позволили мне сделать выше указанные выводы. Не лишним будет напомнить, что ЛУ с момента своей закладки представляют собой комплексы кровеносных и лимфатических сосудов, которые, в свою очередь, развиваются в тесной связи с обслуживаемыми органами, изменяясь адекватно изменениям этих органов, чтобы соответствовать новым функциональным нагрузкам.
Библиографическая ссылка
Петренко В.М. ВТОРИЧНЫЕ СРАЩЕНИЯ БРЮШИНЫ И МОРФОГЕНЕЗ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У ЧЕЛОВЕКА И НЕКОТОРЫХ ГРЫЗУНОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 128-129;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7853 (дата обращения: 21.12.2024).