В процессе развития опухоли зачастую формируются условия недостаточного поступления кислорода. Такие условия могут привести к отбору наиболее приспособленных клеток (зачастую характеризующихся нарушением реализации апоптоза). В результате происходит формирование более злокачественного варианта трансформации опухолевых клеток. В условиях гипоксии в клетках повышается продукция активных форм кислорода, которые могут повреждать важные макромолекулы. В настоящее время в научной литературе существуют данные о том, что глутатионилирование белков защищает их свободные SH-группы от необратимого окисления.
Клетки линии Р19 (мышиная тератокарцинома) культивировали в полной питательной среде alpha-MEM, содержащей 10% инактивированной (56°С, 30 минут) эмбриональной телячьей сыворотки, L-глутамин (0,3 мг/мл) и гентамицин (0,1 мг/мл) в СО2-инкубаторе при 37°С (5% СО2). Культуру клеток поддерживали в логарифмической фазе роста. Жизнеспособность клеток оценивали с помощью 0,1% трипанового синего. Для моделирования гипоксии использовалась камера “Hypoxia Incubator Chamber”, заполняемая газовой смесью (5% О2, 5% СО2, 90% N2). Период инкубации составлял 18 часов. Концентрацию SH-групп белков и белковосвязанного глутатиона определяли спектрофотометрическим методом при длине волны 412 нм.
Поддержание внутриклеточного баланса восстановленных тиоловых групп и находящихся в форме дисульфидов важно для обеспечения активности различных белков, в том числе ферментов и факторов транскрипции. В условиях формирования окислительного стресса при гипоксии концентрация белковосвязанного глутатиона увеличивалась в 3,5 раза (р<0,05) по сравнению с нормоксией. В то же время уровень свободных SH-групп снижался в 2,2 раза (р<0,05). Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научного проекта № 15-36-01289.
Библиографическая ссылка
Орлов Д.С., Степовая Е.А., Рязанцева Н.В., Носарева О.Л., Иванов В.В., Шахристова Е.В. ГЛУТАТИОНИЛИРОВАНИЕ БЕЛКОВ В ОПУХОЛЕВЫХ КЛЕТКАХ ЛИНИИ P19 ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ГИПОКСИИ IN VITRO // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 130-130;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7855 (дата обращения: 21.12.2024).