Одним из важнейших факторов формирования и развития личности является общение.
Общение – определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в нем формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
В условиях новой образовательной политики отношения обучающего и обучающегося – одна из сложнейших проблем педагогической практики. В настоящее время в образовательной деятельности реализуется концептуальная идея структурирования и развития образовательного пространства на основе эмоционально- синергетической парадигмы, предполагающей многообразие отношений всех субъектов образовательного процесса и решающей задачи экспериментального моделирования условий для творческого саморазвития личности [1,с.6]. Происходит смена традиционной системы организации учебного процесса, характеризующейся манипулятивным общением – общением гуманистическим. Манипулятивное общение приводит к тому, что обучающиеся «становятся интеллектуально пассивными, не умеющими самостоятельно выполнять ни одного шага в процессе усвоения [1, с.6]. Следует отметить, что недостаточные навыки общения оказывают влияние на снижение активности обучающихся на занятиях, что исключает их из учебной деятельности и приводят к низкому уровню достижений. В контексте новых парадигм образования остро стоит вопрос гуманистического общения. Гуманистическое общение – это в наибольшей степени личностное общение, которое основывается на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Как отмечает Бороздин Г.В., «в гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции» [2, с.48].
Учебно-познавательная деятельность в контексте новых парадигм предполагает моделирование интерперсональных связей, развитие активности обучающихся в учебном труде, в общении.
Если в традиционной субъект-объектной педагогике обучающемуся отводилась роль объекта, которому передавали знания, то современная педагогика обращается к обучающемуся как к субъекту учебной деятельности, стремящейся к самоопределению и самореализации [3, с.6]. Технология же сотрудничества предполагает демократизм, равенство, партнерство преподавателя и студента, которые находятся в сотрудничестве, сотворчестве в достижении учебных целей. Говоря о педагогическом сотрудничестве в ходе обучения, следует иметь ввиду следующие аспекты: а) взаимодействие преподавателя со студентами; б) взаимодействие студентов друг с другом. Такое общение социально, поскольку в процессе его обучающиеся выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Следует отметить, что этика взаимоотношений педагога с обучающимися осваивается в процессе сотрудничества быстро и плодотворно. Педагогическое общение, психология и культура общения – все это составляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским психологом и филологом А.А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в подлинном понимании – это многоэтажная конструкция, которая предполагает деятельность взаимодействие – общение – контакт. Обучение и сотрудничество предусматривает все уровни общения, опирается на них [4, с.59]. Речь идет об обучении при общении студентов друг с другом и студентов с преподавателем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его обучающиеся поочередно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д. Совместно-диалогическая продуктивная деятельность, основанная на механизмах обратной связи между субъектами образовательного процесса, – оптимальный способ актуализации личностных ресурсов в ходе обучения, именно эта связь, по мнению С.М. Джакупова, способствует усвоению учебной информации в процессе творческого поиска и обеспечивает формирования устойчивой мотивации к учению у обучающихся. Процесс обучения, построенный по типу совместно-диалогической продуктивной деятельности направлен, прежде всего, на образование мотивационно-смыслового ядра учебной деятельности, общих мотивов и целей обучающих и обучающихся. Цель педагога – создать условия для формирования личностных качеств обучающегося, его саморазвития в процессе взаимодействия, сотрудничества; запустить механизм, действующий согласно формуле знание+желание + действие. Таким образом, наблюдаем личностно-ориентированный аспект совместно-диалогической продуктивной деятельности – личностно-ориентированное обучение. Суть данной парадигмы: развивая социально значимые качества личности в процессе совместной деятельности, совершенствовать ее индивидуальность, самодеятельность, самовыражение. Студент становится субъектом собственной деятельности, благодаря которой у него формируется способность к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю).
Интеракционная сторона педагогического общения предполагает превалирующую роль коллективных форм работы. Под коллективными формами работы в современной методике понимаются такие приемы обучения, при которых выполнение предлагаемых учебных коммуникативных задач подчинено общей цели и обязательно требует кооперации, распределения обязанностей, делового общения самих обучающихся по поводу и средствами учебного материала и включает в себя взаимоконтроль и взаимоответственность. Грамотно организованная преподавателем работа в группе формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи; в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Использование тренерского (коучинг) стиля позволяет:
– сформировать у обучающегося способность к самоанализу;
– выработать у него готовность к решению трудных задач;
– определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
– сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию;
В творческом процессе коуч может помочь обучающимся придумать важную новаторскую идею или решение для конкретной ситуации. Одновременно с этим обучаемые получают некий «рецепт» или стратегию, применимые в других сложных ситуациях или просто для генерации творческих идей в дальнейшем.
Если рассматривать коучинг как вид деятельности в области профессионального и личного развития, сфокусированный на отдельных личностях и группах, базирующийся на собственных ресурсах обучаемых, чтобы помочь им увидеть и опробовать альтернативные пути для совершенствования компетенции, процесса принятия решений и улучшения качества жизни, то профессионального коуч-преподавателя можно описать как эксперта в установлении отношений с обучаемыми в ходе ряда бесед, с целью улучшения их работоспособности и личного развития, выбирая цели и пути достижения [5, с.48]. Участники инициируют отвечающее учебным целям взаимодействие друг с другом в ходе занятий, способы предъявления и обмена информацией, меняют взаимодействие с преподавателем, что приводит к формированию социальных умений и навыков взаимодействия и общения. Такое обучение представляет собой обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся вырабатывается чувство сотоварищества, сотрудничества. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех». Рассмотрим интеракционную сторону педагогического общения на примере обучения русскому языку.
Русский язык для студентов национальных групп – дисциплина, в процессе обучения которому преподаватель целенаправленно учит студентов культуре речевого общения. Выполнение этой задачи способствует гуманизации обучения. Гуманизация образования представляет собой развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личности педагога и учащихся, гармонизацию их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития.
Для успешной реализации в учебном процессе основных функций педагогического общения у преподавателя – русиста должны быть сформированы и развиты определенные речевые педагогические умения.
Коммуникативность обучения и педагогика сотрудничества должны получить более конкретную «технологическую» реализацию, связанную во многом с коллективными формами работы. Важно, чтобы группа и каждый студент в отдельности чувствовали органическую потребность в общении с преподавателем. В том случае, когда студент ощущает потребность в общении только потому, что преподаватель удовлетворяет его познавательные интересы, общение нельзя признать полным. Целью общения на занятиях по русскому языку должно быть (помимо непременного удовлетворения познавательных интересов) установление взаимопонимания, которое было бы основано не только на уровне официальных, корректных отношений и даже не только на уровне симпатии, а на наиболее высоком уровне – эмпатии. Иными словами, получаемая от преподавателя русского языка информация должна переживаться студентом со знаком того же эмоционального состояния, как у преподавателя. Так, психологами вскрыта зависимость между манерой поведения преподавателя в общении со студентами и характером эмоциональных переживаний, возникающих у обучаемых, а также зависимость между характером эмоциональных переживаний у обучаемых и ходом учебного процесса. Совокупность устойчивых способов взаимодействия преподавателя с обучаемым (способы вербального общения и вербального воздействия, установление определенной дистанции, степень проявления эмоционально-волевых способностей, темперамент, индивидуальные черты преподавателя) составляет то, что называется стилем педагогического руководства.
Вместе с тем, необходимо избегать ситуации «перенасыщения общением» – следствием чрезмерного проявления преподавателем собственной активности. Интенсивное общение преподавателя с группой, не вызванное необходимостью, может принести вред делу воспитания, в частности, подавлять инициативу студентов. Из этого следует, что каждый преподаватель с целью освоения педагогики сотрудничества должен постоянно учиться, совершенствовать свое мастерство, быть постоянно в курсе новых педагогических технологий. В условиях учебного сотрудничества, сотворчества, партнерства современный педагог должен быть готов к выбору не любых, а оптимальных форм работы, способствующих личностно-ориентированной взаимосвязи обучающего с обучающимися. Педагогу должны быть присущи эмоциональность, инициативность, целеустремленность и, конечно, высокий профессионализм. В современных условиях он включает коммуникативную, лингвистическую (теоретико-практическую), психолого-педагогическую, методическую и другие компетенции.
Таким образом, интеракционная сторона педагогического общения предполагает взаимодействие преподавателя со студентами, взаимодействие студентов друг с другом в учебной деятельности в форме модели социального общения личностей в реальной творческой деятельности – взаимодействие – общение – контакт. Интеракция общения, представленная совместной диалогической продуктивной деятельностью, характеризуется механизмом обратной афферентации, ярко выраженной личностной позицией на основе корпоративной связи в системе преподаватель – «коуч», студент – «участник и помощник».
Совокупность активных взаимодействий между всеми участниками учебного процесса способствует формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, взаимоответственности, а также повышению самооценки и уровня притязаний личности в процессе взаимодействия и общения. Преподаватель должен активизировать поиск результативных приемов и способов учения, в том числе за счет создания на занятиях и вне его атмосферы педагогически направленного общения как способа познания, основанного на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса.
Библиографическая ссылка
Есимханова Н.А., Жолдасбеков А.А., Жолдасбекова К.А., Сманова Б.И., Сихынбаева Ж.С. ИНТЕРАКЦИОННАЯ СТОРОНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 131-133;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7856 (дата обращения: 21.12.2024).