Современный этап развития отечественной и мировой экономики характеризуется изменениями требований к персоналу предприятия, возрастанием роли данной составляющей в организации как единой системе. В условиях демократизации общества и ограниченности прочих ресурсов известный девиз «Кадры решают все!» вновь приобретает актуальность. Да и при наличии в достаточных объемах всех необходимых ресурсов без эффективной команды не может быть реализована самая удачная рыночная стратегия, обеспечена непрерывность и ритмичность бизнес-процессов. Данный девиз становится особенно значимым для российской экономики и производства, отставание технико-технологической составляющей которого вполне компенсируется высоким профессионализмом, способностью к нестандартному, творческому мышлению, богатым производственным и управленческим опытом, предпринимательской активностью персонала предприятий и фирм. Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и на микро- уровне эффективных современных методов управления производительным трудом становится одним из главных препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики. Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений, связанные с резким повышением роли человеческого фактора, оказали воздействие на изменение роли кадровой подсистемы в организации и выдвинули управление персоналом на первый план управленческой деятельности [1-6].
Эффективное управление персоналом это формирование теоретических знаний и навыков по построению, изменению, развитию системы управления персоналом организации, технологии управления человеческими ресурсами, анализ процесса организационного проектирования системы управления персоналом, систематизация целей и функций системы управления персоналом организации; исследование процесса обеспечения системы управления персоналом организации различными видами ресурсов; изучение содержания и технологий процедур найма, отбора, деловой оценки, профориентации, подготовки, мотивации, высвобождения персонала и пр. [7-11].
В новых условиях хозяйствования процессу управления персоналом в организации должна предшествовать разработка концепции управления персоналом, на наш взгляд, содержащая обобщенные представления о сущности, целях, задачах, принципах, методологии, структуре системы управления персоналом и технологии управления персоналом. Система управления персоналом организации – это совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих процесс управления персоналом организации. Центральным звеном системы управления персоналом является служба управления персоналом – подразделение организации, специализирующееся на реализации всех функций по управлению персоналом и координации вопросов, связанных с кадрами в организации. Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования.
Таким образом, в современных службах управления персоналом доминируют над учетными преимущественно управленческие виды деятельности: управление мотивацией, конфликтами, стрессами, развитием работников, нововведениями и пр. Для настоящего этапа развития науки управления персоналом характерно интегрирование управления персоналом в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют: отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией; вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании; участие всех линейных руководителей в реализации единой политики и решении задач в области управления персоналом; интеграция деятельности менеджеров по персоналу и линейных руководителей, системное, комплексное решение вопросов управления персоналом и всех других стратегических задач на основе единой программы деятельности организации [12-18].
Библиографическая ссылка
Чернобай С.П., Саблина Н.С. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ – КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 147-148;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7869 (дата обращения: 21.12.2024).