На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития вузовского образования нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Суть проектной методики заключается в ориентации не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самоорганизации и самообразования учащихся. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Любой проект – это способ организовать совместную деятельность учащихся, согласовать взгляды, идеи, приемы, средства в достижении общей цели. Организация совместной проектной деятельности (планирование и исполнение, контроль и оценка) предполагает совокупность технологических шагов, в процессе которых происходит творческое взаимодействие участников проекта, их взаимоотношение, создание творческих содружеств на пути к достижению практически значимого результата проектной деятельности. Научно-исследовательская деятельность, особенно в её классическом понимании, нацелена на выявление сущности и закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Студенты-первокурсники факультета лингвистики Озёрского филиала ЮУрГУ выполняют исследовательский проект «Анализ лексемы». Назовём составляющие выполнения последовательных действий. Первый этап – выбор лексемы. Чаще всего студенты выбирают имена существительные (берёза, звезда, ночь, кошка), реже – имена прилагательные – маленький, благородный, прекрасный. Второй этап – создание своих оригинальные картотеки, которые собираются методом сплошной выборки из произведений русских и зарубежных писателей ХIХ – ХХ веков, научной, научно-популярной литературы, публицистики. Третий этап – работа со словарями. Студенты работают с толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов, омонимов, словарями символов. Четвёртый этап – описание языкового материала. Для студентов-первокурсников достаточно нелегко даётся систематизация материала, его интерпретация.
Результаты исследовательских проектов представляются авторами в разной форме: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); тезисы, доклад для устного выступления или стендовый – оформление наглядного материала, текста и иллюстраций.
Таким образом, усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения студентов, значительно расширяется их кругозор в предметной области «Филология». Технология учебного исследования вооружает будущих лингвистов универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Научное исследование способствует профессиональному росту студентов-первокурсников. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов-первокурсников, способствует самостоятельному «добыванию» знаний, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
Библиографическая ссылка
Аверина М.А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-1. – С. 157-157;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7878 (дата обращения: 21.12.2024).