Предлагаемая к защите диссертация посвящена исследованию одного из наиболее интересных и почти не изученных в отечественной медиевистике явлений мировой культуры, а именно – культовым укрепленным сооружениям типа «eglises fortifiees». Этот тип укрепленных церквей сложился в той части Юга Франции и Севера Испании, которая в древности носила название «Окситания», а сегодня охватывает регионы Лангедок-Руссильон, Прованс, Французские и Испанские Пиренеи, Гасконь и Басконию, Наварру, Каталонию, часть Арагона, а также остров Майорка. Автором анализируется своеобразие конструктивных и технологических особенностей строительной практики региона, предлагается классификация культовых романских и готических сооружений «eglises fortifiees» и рассматриваются идейно-художественные программы, которые оказали существенное влияние на сложение уникального феномена западноевропейской средневековой архитектуры X – XV вв., как «eglises fortifiees», имеющие оригинальную, но практически не изученную иконографию. Тема диссертационного исследования обусловлена необходимостью целостного историко-искусствоведческого исследования особенности возникновения, сложения и развития уникального феномена Средневековой европейской культуры – католических церквей укрепленного типа, более известного в медиевистике как «eglises fortifiees». Идейно-художественные особенности этой оригинальной культовой романо-готической архитектуры южных регионов Франции, и регионов Арагона, Каталонии, Наварры и пр. именовавшихся в Средневековье «Окситания». Несмотря на тот факт, что в зарубежной науке существует довольно значительное число работ, посвященных романо-готическому искусству вообще и культовой романо-готике Франции в частности, целостному исследованию особенностей южно-французской культовой архитектуры «eglises fortifiees» уделено недостаточно внимания. А в отечественной науке эта проблема серьезно не поднималась вовсе со времен дореволюционного периода. Учитывая тот факт, что средневековое романо-готическое искусство является, прежде всего, религиозным христианским искусством, автором диссертации впервые предпринята попытка подойти к процессу исследования комплексно. Только изучая тесную взаимосвязь «Окситанской» истории и религиозно-мистической культуры Южной Франции той эпохи и как следствие ее материальное воплощение в виде феномена своеобразного готического искусства, можно постичь глубину этого уникального явления и его роль и в истории европейского искусства и в мировой культуре. Именно поэтому в диссертационном исследовании особый делается акцент на идейно-художественные программы, оказавшие наиболее существенное влияние на сложение своеобразной романской и особенно готической культовой архитектуры «eglises fortifiees» X-XV вв., существенно отличающейся от «классической» Французской готики, изученной достаточно хорошо. Поскольку сложение романской архитектуры «eglises fortifiees» преимущественно происходило под непосредственным влиянием Крестовых походов, постольку диссертант счел необходимым несколько более подробно остановиться на культовой и фортификационной архитектуре Латинского Востока XII-XIII вв. Аналогичным образом поскольку первые готические сооружения на территории Окситании и прежде всего в Тулузском диоцезе, Лангедоке, Гаскони и пр. возводились под непосредственным руководством северо-французских католиков, победивших в религиозных Альбигойских войнах (1209-1245), постольку особое внимание уделяется архитектуре созданных в этот период «проповеднических» («нищенствующих») католических монашеских орденов.
Хронологические рамки исследования охватывают, прежде всего, период Х – ХV вв., совпадающий в целом с основными сроками возведения большинства романских и готических культовых сооружений типа «eglises fortifiees» Окситании. Однако по мере необходимости автор обращается к более ранним памятникам и текстовым источникам VI – IX вв., когда формировались основные базовые типологические архитектурные формы культовой архитектуры укрепленных монастырей и церквей «eglises fortifiees».
Научная новизна состоит в том, что в отечественном искусствоведении проведено комплексное исследование процесса возникновения, сложения и развития архитектурно-художественных форм культовых романо-готических сооружений Х – ХV вв. типа «eglises fortifiees» на территории обширного региона Западной Европы. Изучено влияние религиозно-мистических учений, имевших распространение в т.н. «Окситанской цивилизации» на мировосприятие заказчиков (донаторов) и строителей этих сооружений, нашедших свое воплощение в конкретных формах культовых романских и готических объектов «eglises fortifiees» Лангедока, Прованса, Гаскони, французских и испанских Пиренеев, Арагона, Каталонии и Наварры. Впервые введены в научный оборот материалы неизвестных и малоизвестных зарубежных публикаций, архивных документов, предоставленных музеями и библиотеками Тулузского университета «Ле Мирай-2», Католического института Тулузы, Центра катарских исследований в Каркассоне и др. При этом многие фрагменты текстов были впервые переведены на русский язык и прокомментированы в рамках диссертации. Автором лично были проведены исследования неизвестных или малоизвестных натурных объектов культовой архитектуры «eglises fortifiees» и произведена фото- и видео-фиксация этих объектов. Анализ всех этих данных позволил по-новому охарактеризовать исторический фон, который явился благодатной почвой для появления и распространения романской и готической культовой архитектуры «eglises fortifiees» в регионе, а также последующего формирования и распространения этой своеобразной романо-готической архитектуры в Западной Европе. Впервые введены в научный оборот ряд новых гипотез, позволяющих пристальнее взглянуть на особенности памятников культовой готики Лангедока. Это позволило значительно расширить научные представления об объемно-пространственных композициях культовых романских и готических сооружений укрепленного типа, возводимых в исследуемый исторический период, а также связать вопросы синтеза искусств с концептуальными образами, порожденными религиозными идеями той эпохи. Кроме того, выявляются особенности конструктивных архитектурных решений в их связи с социально-идеологическими программами Средневековья. Впервые в отечественной медиевистике в данном исследовании предлагается достаточно обоснованная классификация культовых романских и готических сооружений типа «eglises fortifiees» Окситании.
Апробация работы. Проблематика диссертации, ее содержание, результаты исследований и выводы, полученные в ходе работы, были обсуждены на заседании кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПА им. С. Г. Строганова. Результаты исследований были опубликованы в четырех монографиях (93,6 п. л.) и 54 научных статьях (в т. ч. 19 рекомендованных ВАК) и материалах конференций (25,2 п. л.), список которых приводится в конце автореферата. Базовые положения и основные выводы, полученные в результате работы над диссертацией, были вынесены автором на открытую дискуссионную трибуну в международных научных журналах и сборниках международных научных конференций на русском, английском и французском языках. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: Строгановские чтения (МГХПУ им. С.Г. Строганова: апрель и ноябрь 2009 г., 15-16 марта 2012 г., 26 апреля 2013 г.), на IX Всероссийской научной конференции. Липецкий Государственный Технический Университет-Липецк, 2011 г.; на III Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания», 18.11.2012 г. – Липецк: ЛГТУ, 2012; в Елецком Государственном Университете им. И. А. Бунина – 31 октября 2013 г. и др. Материалы исследования опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований, а также в других зарубежных и отечественных научных изданиях (в т. ч. входящих в РИНЦ). Материалы и выводы диссертационного исследования обсуждалась в результате научных консультаций с французскими коллегами из Тулузского университета «Ле Мирай–2», «Католического института в Тулузе» и «Центра катарских исследований» в Каркассоне в период научной командировки во Францию (ноябрь-декабрь 2011 г. и ноябрь 2014 г.). Основные положения диссертации были вынесены автором на открытое обсуждение в т. ч. и в иностранных научных изданиях. Материалы диссертационного исследования также легли в основу учебного курса «История Западноевропейского искусства Средних веков», учебного пособия «Краткая история архитектуры. Древний мир. Средние века. Часть 1», и учебного курса по культурологии «Культура Западноевропейского Средневековья», которые автор преподает в Липецком Государственном Техническом Университете и Московской гуманитарно-технической академии. На базе авторских видеоматериалов смонтированы учебные видеофильмы (Альби, Каркассон, Тулуза и Лангедок, Нарбонн и Безье, Гасконь, Барселона и Жерона), посвященных искусству и культуре Средневековья, которые также используются в процессе преподавания. Автором написаны и опубликованы учебные пособия по истории архитектуры Древнего мира и Средних веков, куда включена часть текстов и фотоматериалов из диссертационного исследования.
Библиографическая ссылка
Орлов И.И. СЛОЖЕНИЕ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ «EGLISES FORTIFIEES» ОКСИТАНИИ X – XV ВВ. КАК ФЕНОМЕНА ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 193-195;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7898 (дата обращения: 21.12.2024).