Общемировые тенденции развития образования, выраженные в процессах интеграции глобальных и национальных систем образования, в формировании общих компетенций при подготовке студентов по направлению Педагогическое образование (профили бакалавров и программы магистров), обусловили необходимость модернизации образования в России, пересмотра содержания образовательных программ и форм организации учебной, научно-исследовательской и практической деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки. Создание учебного пособия способствует методическому обеспечению учебного курса, оказанию помощи студентам в организации педагогического исследования.
Учебное издание состоит из 7 разделов. В первом разделе представлена учебная программа курса, ее цель и задачи, распределение часов курса по темам и видам работ, основные понятия.
Во втором разделе «Понятие, цель и задачи научно-исследовательской работы студентов» дается характеристика научно-исследовательской работы студентов, ее функций. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) – понятие многогранное. Оно включает в себя следующие компоненты:
– процесс формирования качеств, навыков, умений научно-исследовательской деятельности у студентов от курса к курсу с учетом особенностей вуза, факультета;
– систему методов, форм и средств формирования данных качеств, навыков, умений;
– систему и структуру субъективно-объективных связей в процессе формирования качеств, навыков, умений НИРС;
– эффективность процесса, системы и подсистемы НИРС. Данный компонент расчленяется на: эффективность массового охвата студентов НИР; эффективность воздействия НИРС на развитие творческих способностей и овладение методами индивидуального и коллективного творчества; эффективность качественного содержания и вклада студентов в науку; эффективность воздействия субъекта на объект процесса формирования качеств, навыков, умений НИР; эффективность методов, форм и средств на процесс формирования субъекта творчества.
В нашем исследовании понятие научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы:
– обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
– выполнение научных исследований под руководством преподавателей.
НИРС выполняет следующие функции:
• образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
• организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
• аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
• мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
• развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
• воспитывающую: воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, преодоление трудностей. Воспитывающая функция заключается также в воспитании профессионального призвания, профессиональной этики.
Содержание научно-исследовательской деятельности в вузах определяется потребностями образовательных учреждений разных уровней (дошкольного образования, начального образования, дополнительного образования детей), интересами преподавателей-исследователей и государственными заказами; проведением комплексных научно-педагогических исследований в рамках федеральных, региональных экспериментов и внедрением их результатов в практику профессиональной подготовки; разработкой научно-методической продукции для образовательного процесса. Научно-исследовательская деятельность в вузе строится с учетом следующих принципов:
Принцип научной концептуальной обоснованности. Научно-исследовательская деятельность должна быть ориентирована на определенные научные (философско-методологические, теоретические, методические) основания.
Принцип интеграции науки и образования, нацеленный на создание и развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров.
Принцип стратегической направленности, связанный с поиском и организацией комплексных исследований.
Принцип прогнозирования и активности, который предполагает опережающую разработку новых курсов, новых образовательных технологий, которые будут востребованы жизнью через 3-5 лет; подготовку ресурсов для осуществления структурно-организационных преобразований. Все это позволит своевременно предвидеть завтрашние проблемы, занять активную позицию, выработать опережающую реакцию на значимые события в системе образования.
Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий создание благоприятной среды для личностного роста студентов и преподавателей, их саморазвития.
Принцип демократизма, предусматривающий привлечение к решению важных вопросов широкого круга педагогов, студентов, презентации результатов научно-исследовательской деятельности, сотрудничество с органами преподавательского и студенческого самоуправления.
Принцип экономичности, ресурсосбережения. Этот принцип ориентирует на выбор эффективных тактик деятельности, экономичности времени и усилий преподавателей, студентов.
Основными формами организации собственно научной деятельности являются: проблемные группы студентов, временные творческие коллективы, лаборатории, научные общества, индивидуальное научное творчество студентов и преподавателей. Результаты научной деятельности могут быть представлены в виде творческих отчетов, докладов, реферативных, курсовых работ, выпускных квалификационных работ студентов, магистерских, кандидатских, докторских диссертаций, учебных пособий, научно-методических рекомендаций для преподавателей и студентов. Внедрение и апробация результатов научной деятельности осуществляется через выступления студентов и преподавателей на научно-практических конференциях, семинарах, публикации материалов в сборниках, научных, научно-методических, методических журналах, монографиях, пособиях, участие в конкурсах, выставках творческих работ студентов и преподавателей.
В третьем разделе раскрываются место научно-исследовательской работы студентов бакалавриата и магистратуры в структуре основной образовательной программы; требования к результатам освоения научно-исследовательской работы студентов (общая структура компетенций; приводится матрица соотнесения видов деятельности и формируемых компетенций.
Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесса профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности (Е.В. Бондаревская, В.Л. Матросов, А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Н.В. Соловьева, А.П. Тряпицына и др.), можно говорить о том, что студент как будущий специалист, должен быть компетентным в исследовательской деятельности, ориентированным на запросы педагогической практики. Исходя из этого исследовательская компетенция, приобретаемая в условиях обучения в вузе, вбирает в себя элементы ключевой, базовой и специальной составляющей компетенций. Ключевая составляющая в данном контексте основывается на общей способности работать с информацией, получаемой в процессе и посредством педагогической практики. Базовая компетенция отражает специфику именно педагогической деятельности в исследовании. Специальная составляющая ориентирована на исследование специфических сфер деятельности педагога (проведение разных видов занятий, организация разных видов деятельности и т.д.) и особенностей детей разных категорий. Все три составляющих исследовательских компетенций взаимосвязаны и развиваются одновременно, что позволяет сформировать индивидуальный стиль педагогической деятельности выпускника.
Опираясь на компетентностный подход, можно определить возможные для освоения студентами компетенции при выполнении учебно-исследовательской работы:
• способность понимать и формулировать исследовательскую задачу, оценивать её актуальность;
• освоение способов собирать и обрабатывать информацию по исследуемой теме;
• способность сформулировать научный аппарат исследования и свободно ориентировать в нем;
• способность осуществлять количественный и качественный анализ фактического материала, добытого экспериментально-практическим путем;
• способность аргументировать выбранный вариант решения рассматриваемой проблемы;
• способность формулировать логически обоснованные выводы, предложения, рекомендации по внедрению полученных результатов в практику образовательных учреждений.
Ценностно-целевая ориентация профессиональной педагогической подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека в образовательной и научно-исследовательской деятельности. Одной из таких характеристик, на которой базируется исследовательская деятельность, является креативность. Творческая, активно действующая личность, не может формироваться вне деятельности и, в этом случае, исследовательская деятельность является средой творческого поиска.
Четвертый раздел посвящен характеристике научного стиля речи, его коммуникативных и речевых признаков и параметров. Научный стиль – это стиль, который обслуживает научную сферу общественной деятельности. Он предназначен для передачи научной информации в подготовленной и заинтересованной аудитории.
Научный стиль имеет ряд общих черт, общих условий функционирования и языковых особенностей, проявляющихся независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и жанровых различий (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что дает возможность говорить о специфике стиля в целом. К таким общим чертам относятся: 1) предварительное обдумывание высказывания; 2) монологический характер высказывания; 3) строгий отбор языковых средств; 4) тяготение к нормированной речи.
Сфера применения научного стиля широка. Это один из стилей, оказывающий разностороннее влияние на литературный язык. Наука является одним из наиболее эффективных способов получения нового знания о мире, одна из наиболее совершенных форм накопления и систематизации знаний, опыта. В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: получить новое знание о мире (т.е. совершить открытие) и сделать это знание достоянием общества (т.е. сообщить свое открытие). Соответственно выделяются и два этапа в научной деятельности человека: 1) этап совершения открытия и 2) этап оформления открытия.
Научный стиль речи относится ко второму этапу научной деятельности – этапу речевого оформления добытого нового знания. Содержательная сторона предъявляет свои требования к форме существования научной речи. Исконная форма существования научной речи письменная, и это не случайно. Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию (а именно этого требует наука, отражающая стабильные связи мира). Во-вторых, она более удобна и надежна для обнаружения малейших информативных неточностей и логических нарушений (которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины). В-третьих, письменная форма экономична, так как дает адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия. Так, например, научный доклад, который в устном выражении занимает 40 минут, хорошо подготовленным в данной области адресатом может быть воспринят в письменной форме за 5 минут (так называемое чтение «по диагонали»). Наконец, в-четвертых, письменная форма позволяет обращаться к информации многократно и в любое время, что также очень важно в научной работе.
Устная форма тоже часто используется в научном общении, но эта форма в научном общении вторична: научное произведение чаще сначала пишут, отрабатывая адекватную форму передачи научной информации, а потом уже в тех или иных вариантах (в докладе, лекции, выступлении) воспроизводят в устной речи. Первичность письменной формы накладывает заметный отпечаток на строй научной речи.
В процессе обучения студенты сталкиваются с необходимостью написания различных научных работ. К ним относятся 1) рефераты; 2) доклады; 3) курсовые; 4) дипломные работы; 5) диссертации. В разделе представлены общие требования к написанию и оформлению данных видов научных работ, приводятся конкретные примеры.
Пятый раздел содержит методику написания и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров педагогического образования. Курсовая работа бакалавра – это документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной научно-исследовательской работе бакалавра, содержащий систематизированные сведения по определенной теме.
Целью выполнения курсовой работы является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Основными задачами выполнения курсовой работы являются :
– систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных бакалавром знаний, навыков, умений по теории социальной работы;
– овладение навыками практического применения полученных теоретических знаний к решению конкретных задач, предусмотренных курсовым проектированием;
– развитие самостоятельности при выборе методов исследования и творческой инициативы при решении конкретных задач;
– развитие у бакалавров необходимых навыков по выполнению и оформлению графической части работы;
– овладение бакалаврами навыками самостоятельной работы со специальной литературой (каталогами, справочниками, словарями);
– подготовка бакалавров к более сложной задаче заключительного этапа учебного процесса – выполнению и защите выпускной квалификационной работы.
В разделе характеризуются требования и даются методические рекомендации к оформлению текстовой и графической частей курсовой работы, приводятся примерные проекты образовательных программ и педагогической технологии развиваемого качества у детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, профиль – «Дошкольное образование» представляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством научного руководителя, свидетельствующую об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы, содержащую результаты научного исследования. В ВКР студенты используют материалы исследований, проводимых в период обучения, в том числе в период прохождения различных видов практики.
Тематика ВКР разрабатывается ведущими преподавателями выпускающей кафедры с учетом образовательной практики, а также административных органов власти. В тематику ВКР ежегодно вносятся корректировки, после чего она утверждается на заседании кафедры. Тематика ВКР отражает основные сферы и направления деятельности педагогов, а также выполняемые ими функции. В ВКР студент должен показать умение критически подходить к исследованию теоретических вопросов, рассмотреть различные точки зрения по дискуссионным проблемам, аргументировано формулировать собственную позицию; использовать новые законодательные и нормативные акты, инструкции, положения, методики и другие, относящиеся к рассматриваемой теме документы; использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере его будущей профессиональной деятельности.
В шестом разделе раскрывается методика выполнения диссертации (ВКР) магистров педагогического образования. ВКР магистров является научным исследованием теоретического или прикладного характера, направленным на получение и применение новых знаний. Логическая завершенность ВКР подразумевает целостность и внутреннее единство работы, взаимосвязанность цели, задач, методологии, структуры, полноты, результатов исследования. Самостоятельность ВКР предполагает ее оригинальность, новизну приводимых материалов и результатов или концептуально новое обобщение ранее известных материалов и положений. Любые формы заимствования ранее полученных научных результатов без ссылки на автора и источник заимствования, а также цитирование без ссылки на соответствующее научное исследование не допускаются.
От выпускной квалификационной работы бакалавра, призванной продемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализу и синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки, магистерскую работу отличает фундаментальность, глубина теоретической разработки проблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированные знания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования.
Степень магистра является академической, а не ученой степенью, поэтому профессиональный уровень (демонстрируемые компетенции) и тип ВКРМ должен соответствовать ООП подготовки магистра.
В процессе выполнения ВКР магистрант должен продемонстрировать способность самостоятельно вести научный поиск, ставить и решать профессиональные задачи, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения, опираясь на сформированные компетенции. Такая цель выполнения магистерской работы подразумевает, что в ходе работы над ней и ее публичной защиты решаются следующие образовательные задачи, определенные требованиями ФГОС ВПО к результатам освоения ООП магистра:
– происходит углубление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению магистерской подготовки и специализации ООП;
– развивается умение критически оценивать и обобщать теоретические положения, использовать современные методы и подходы при решении проблем в исследуемой области;
– формируются навыки планирования и проведения научного исследования, обработки научной информации, анализа, интерпретации и аргументации результатов проведенного исследования;
– развивается умение применять полученные знания при решении прикладных задач по направлению подготовки, разрабатывать научно обоснованные рекомендации и предложения;
– закрепляются навыки презентации, публичной дискуссии и защиты полученных научных результатов, разработанных предложений и рекомендаций.
Как показывает практика, одним из самых сложных этапов написания ВКР для студентов является математико-статистическая обработка результатов научно-исследовательской работы. На наш взгляд, основная причина этого – недостаток доступной литературы, способной дать студенту гуманитарных направлений ответы на возникающие в процессе обработки данных вопросы. В первую очередь это касается выбора метода обработки и алгоритма осуществления расчетов на персональном компьютере. Большинство существующих литературных источников практически не содержат сведений о возможности использования для производства вычислений распространенных компьютерных программ. Между тем использование возможностей современного программного обеспечения способно существенно сократить время и повысить точность обработки результатов. Именно по этой причине в настоящем учебном пособии большая роль отводится рассмотрению подробных алгоритмов производства вычислений с использованием таблиц Excel пакета программ Microsoft Office.
Седьмой раздел учебного пособия посвящен обучению студентов презентации научно-педагогического исследования: планированию презентации; подготовки презентации; использованию на презентации визуальных вспомогательных средств и иллюстраций; проведению презентации.
Суть основных разделов представлена в таблицах, схемах, которые иллюстрируют узловые вопросы курса. Пособие хорошо структурировано, содержит все необходимые элементы: основное содержание, глоссарий, задания, которые помогут студентам закрепить основные понятия курса, выстроить собственный образовательный маршрут. В приложении приводятся примерные критериально-уровневые характеристики исследуемого качества у детей; диагностические задания; автореферат магистерской диссертации и др.
Библиографическая ссылка
Гончарова Е.В., Телегина И.С. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 213-217;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7918 (дата обращения: 30.12.2024).