Данное учебное пособие является частью мероприятий по повышению международной конкурентоспособности выпускника вуза и улучшению качества преподавания иностранных языков в профессиональном образовании и предназначено для тех, кто заинтересован в развитии универсальных и общепрофессиональных компетенций будущих специалистов. Практика показывает, что многие трудности, испытываемые студентами в процессе обучения в вузе а также в процессе интеллектуальной деятельности после его окончания, обусловлены недостаточной общеинтеллектуальной подготовкой, связанной с умениями рациональной мыслительной деятельности.
Практическая ценность определяется содержанием области задач нового поколения профессиональной подготовки в аспекте целенаправленного обучения студентов методам рационального поиска и основам научного исследования. Издание представляет схему системной организации учебно-познавательной деятельности по формированию основ исследовательской компетенции учащихся, выделив вопросы открытого типа как универсальную стратегию активного мышления и продуктивного поиска. Опыт отечественного и зарубежного образования давно выявил огромные возможности вопросо-ответной деятельности в формировании самостоятельного мышления, которые в полной мере могут быть раскрыты в многообразных формах. В предлагаемой автором методике вопросы высокого познавательного уровня являются предметом специального усвоения и формирования. Пособие знакомит учащихся с обширной типологией вопросов и способами их использования для интерпретации и выявления скрытого смысла текста. Таким образом, с помощью вопросо-ответных процедур, требующих применения сложных мыслительных операций с данными (идентификация, выяснение смысла, обобщение, соотнесение, обоснование, дифференциация, анализ, интерпретация, экстраполяция, оценка) учащиеся имеют возможность в ходе спецпрактикума осваивать инструментарий научного поиска.
Данное пособие следует коммуникативному подходу применительно освоения навыков англоязычной устной и письменной речи и сочетает элементы руководства, практикума и рабочей тетради. Книга состоит из тридцати девяти уроков, выстроенных по тематическому принципу, секции заданий текущего, промежуточного и итогового контроля, приложений, глоссария, а также указателя типов вопросов и приёмов рациональной мыслительной деятельности, определяющих интеллектуальную насыщенность конкретного занятия. Структура уроков определяется тематической и процедурной составляющими. Тематическая составляющая представлена различными видами аутентичных текстов (Background reading), процедурная составляющая (Questioning Activity) посвящена обучению технике работы с вопросами и сложным видам вопросо-ответной деятельности.
Каждое занятие предлагает освоение конкретной разновидности вопросов высокого познавательного уровня (уточняющие, аналитические, проблемно-ориентированные, оценочные и др.): разъяснение особенностей и преимуществ; практическое применение нового знания, его закрепление в ситуативных заданиях, осмысление нового знания. Операционная структура большинства уроков по формированию первоначальных исследовательских умений соответствует логической схеме научного исследования, включающей следующую последовательность шагов:
1. Постановка цели.
2. Вовлечение в интеллектуальную деятельность.
3. Инициация исследования с привлечением процедуры постановки вопросов определённой категории.
4. Анализ и интерпретация выявленных данных.
5. Построение смысла и открытие нового ракурса на предмет исследования.
Методический аспект находит своё отражение в усложняющейся последовательности упражнений в соответствии с принципом доступности, который предусматривает поэтапность формирования целевого навыка. Студенты приобретают полезные умения и поучительный опыт, благодаря сочетанию разных способов организации учебного процесса в фронтальной, групповой, парной, индивидуальной, индивидуально-групповой работе. Ряд упражнений носят игровой характер, имеют эмоциональную окрашенность и опираются на реальный жизненный опыт учащихся, их интерес к культуре других стран. Графические систематизаторы, установочные таблицы, технологические карты, облегчают познавательный процесс, а преподаватель, в свою очередь, имеет возможность осуществлять наблюдение и контроль за мыслительным процессом учащихся. Пособие предусматривает большой объём работы в режиме интерактивной деятельности и предназначено преимущественно для занятий в аудитории; вместе с тем часть материалов может использоваться для самостоятельного выполнения студентами. Также, преподаватель имеет возможность применять предлагаемые материалы пособия в произвольном порядке – варьировать и комбинировать задания, работать с ними выборочно.
Особенность работы по формированию общеакадемических компетенций в контексте данного спецпрактикума заключается в осмыслении базовых понятий продуктивного поиска, благодаря чему расширяется потенциал учебной дисциплины «Английский язык», позволяя говорить о ней как о создающей возможности для закладки фундамента, на котором вырабатываются умения, повышающие уверенность учащихся в работе с учебным материалом в контексте других дисциплин.
Овладение вышеперечисленными умениями позволит студентам подняться на более высокий уровень интеллектуальной активности, самостоятельно формировать свой интеллектуальный потенциал и продуктивно участвовать в научной работе, включающей элементы настоящей исследовательской деятельности. Сформированный в ходе освоения данного курса базовый инструментарий познавательного поиска станет ценным интеллектуальным достижением, необходимым для дальнейшего развития творческих способностей будущих специалистов на пути их саморазвития и самосовершенствования.
Библиографическая ссылка
Лазарева И.Н. Close Reading, Open-Ended Questions: Critical Competences for Prospective Professionals (ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ – КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ) (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 219-220;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7920 (дата обращения: 21.12.2024).