В монографии освещаются теоретические и практические вопросы психологии детской одаренности, а также концептуальные основы работы с одаренными детьми, на основе результатов экспериментальной работы.
В современной России одарённость признана стратегическим государственным ресурсом и одним из образовательных приоритетов, что закреплено в ряде принципиально важных документах. Сохранить одаренных людей, которые являются национальным достоянием России, создав условия для их творческой реализации, является одной из основных задач общества. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними, что подтверждает значимость работы.
Особое внимание в монографии отводится интегративному подходу в развитии психологии одаренных детей, отмечается высокое стремление в настоящее время к целостному, всеохватывающему осмыслению человеческой природы, и подчеркивается, что интегративный подход открывает такую возможность, так как это творческий и многомерный синтез различных концепций, которые рассматривают разные аспекты человеческой активности как в теоретическом и методологическом, так и в исследовательском плане, позволяющий понять природу человека в целом, более того, понять в широком мировоззренческом контексте. Значимый принципиальный тезис интегративного подхода в том, что мир – это единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей.
Во введении работы рассматривается актуальность проблемы одаренности в России, которая связана с потребностью сохранить и развить одарённость детей на всех этапах онтогенеза, и связана с решением насущной задачи формирования творческого и интеллектуального потенциала общества и обеспечением возможности его интенсивного социального, культурного и научно-технического прогресса.
В работе дается краткий исторический аспект изучения одаренности, начиная с древнейших времен, от работ Платона и Аристотеля, и до наших дней, отмечаются особенности на разных исторических этапах. Рассматривая историю вопроса способностей и одаренности, делается вывод о том, что данная проблема относится к числу наиболее изучаемых разделов психологии, но, тем не менее, среди психологов и педагогов прошлого и настоящего времени нет единства в трактовке одаренности и способностей. К числу многочисленных исследователей относятся видные анатомы, физиологи, философы, педагоги, общественные деятели, психологи.
В монографической работе дается теоретическое обосновании интегративного подхода в работе по развитию способностей детей с признаками одаренности.
Опираясь на структуру познавательных способностей, предложенную Шадриковым В.Д. (1996), на концепцию развития способностей, предложенную С.Л. Рубинштейном, на исследования, выполненные в Северокавказской лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи при СГУ, на схему структуры психомоторных способностей (В.П. Озеров, 1993, 1995), особый акцент делается на важнейшее положение современной психологии одаренности о том, что развитие одаренности не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и её социального окружения. Попытка понять и отразить эти взаимодействия представлены в ряде моделей одаренности Дж. Рензулли (1986), Ф. Монкса (1992), К. Хеллера (1997) и других. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий ориентированных на особые возможности одаренных детей.
Большое значение в вопросе психологии одаренности в монографии отводится интегративной психология развития, основоположником которой является В.В.Белоус. На принципах интегративной психологии развития изучались внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных характеристик. «Внутриуровневые связи свойств характеризуют сущность данного возраста, межуровневые – условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза. Диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей возраста выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом». В своих исследованиях в области проблем интегративной психологии развития И. В. Боязитова отмечает, что модель интегративной психологии развития обладает свойствами самоорганизующейся и саморегулируемой большой системы «человек-общество»; она зависит от активности субъекта деятельности и её структура детерминирована этим свойством; в свою очередь, свойства объекта также детерминируют структуру интегративной психологии развития, если только они приобретают личностный смысл, кроме того, между свойствами субъекта и свойствами объекта существует кольцевая зависимость, симультанное взаимодействие которых обусловливает структуру интегративной психологии развития.
В работе представлены материалы психолого-педагогического эксперимента по развитию одаренности и познавательных способностей учащихся младшего школьного возраста гимназии. Принцип интегратизма лег в основу концепции экспериментальной работы. В учебно-образовательный процесс были включены специально разработанные психолого-педагогические методики, комплексы упражнений, игры, тренинги, направленные на развитие познавательных способностей; комплексы упражнений на ускоренное развитие психомоторных способностей, таких как: скорость врабатываемости; волевое усилие; работоспособность; мышечная выносливость; двигательная память: мобилизационная готовность; чувство времени; различительная чувствительность в пространстве; память на сенсорную чувствительность, который представлены в монографии в приложениях.
В монографии представлен анализ результатов экспериментальной работы, который показал, что:
• принцип интегратизма следует рассматривать стержневым в решении не только теоретических вопросов психологии одаренности, но и прикладных проблем в отношении одаренности,
• нтегративный подход создает условия для определения и построения конкретных методов и путей развития детей с признаками одаренности,
• интегративный подход в психологии одаренности позволяет рассматривать индивидуальность личности как «живой организм, в котором органы, ткани и клетки имеют смысл только в их отношении к целому».
В работе освещены основы психологии одаренных детей: природная основа одаренности; классификация одаренности, неравномерность возрастного развития и влияние психомоторики на развитие одаренных детей; проблемы и особенности личностного развития; особенности взаимоотношений одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье. Рассматривается специфика работы школьного психолога с одаренными детьми, их профессионально-личностная квалификация. Достойное место в монографии отводится психолого-педагогической грамотности родителей одаренных детей.
Монография содержит Введение, 9 глав, 8 параграфов, список использованной литературы, 4 приложения, включающие опросник для родителей по диагностике склонностей младших школьников, рекомендации по составлению образовательных программ для одаренных детей, анкету для учителя, работающего с одаренными и способными детьми, аутотренинг для развития познавательных способностей.
Монография написана доступным языком и предназначена для всех, работающих в области одаренности. Прежде всего, преподавателям и студентам педагогических и психологических вузов и колледжей, аспирантам, учителям и психологам. Знакомство с монографией рекомендовано широкой массе родителей.
Библиографическая ссылка
Ветвицкая С.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ (МОНОГРАФИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 221-222;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7922 (дата обращения: 21.12.2024).