Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ)

Фефилов А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Учебно-методическое пособие служит научно-теоретическим и практическим приложением к семинарским и лабораторным занятиям по курсам «Дифференциальная психология», «Дифференциальная психология личности», «Психофизиология», «Экспериментальная психология». Материалы пособия можно использовать также при освоении студентами курсов «Общая психология», «Психодиагностика», «Психология физической культуры», а также в научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы практической психологии».

Пособие раскрывает современные и актуальные научные подходы к решению ряда вопросов и проблем в области психофизиологии и дифференциальной психологии. В пособии приводятся как лабораторные и экспериментальные, так и тестовые и проективные методы и методики психологических, психофизиологических исследований.

В пособие включены самые необходимые, проверенные и исправленные, и при этом не самые сложные для использования методики, большинство из которых применяются в научной и учебной работе, и постоянно проверяются, адаптируются и модернизируются, в течение всей работы в ИППСТ УдГУ.

Учебно-методическое пособие рекомендуется к использованию студентами бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Психология», «Клиническая психология», «Педагогика и психология», «Физическая культура», «Технология и предпринимательство», преподавателями вузов, психологами-практиками, а также всеми интересующимися вопросами психологических, психофизиологических исследований и практического применения этих знаний.

Содержание:

Введение 6

Раздел 1. Теоретические предпосылки планирования и проведения исследований в области психофизиологии и дифференциальной психологии 8

1.1. Краткий словарь основных психофизиологических и дифференциально-психологических терминов 8

1.2. Особенности исследования связей между когнитивными процессами и психофизиологической активностью различных отделов мозга 10

1.3. Сопоставление психологических и психофизиологических процессов и функций и операций в области информационных технологий 22

1.4. Интеллектуальные способности, их виды и факторы, влияющие на них 27

1.5. Особенности воздействия веществ-стимуляторов на познавательные процессы и развитие мозга (на примере исследований влияния кофеина и никотина) 31

Раздел 2. Лабораторные методы и методики исследования межполушарной асимметрии 35

Задание 2.1. Определение значений «общей активации» человека и межполушарной асимметрии на «эмоционально-активационном» уровне при помощи портативного прибора «Активациометр» 35

Задание 2.2. Исследование изменений «общей активации» и межполушарной асимметрии на «эмоционально-активационном» уровне в процессе определенной мыслительной активности 37

Задание 2.3. Определение значения межполушарной асимметрии на «аудио-перцептивном» уровне, с помощью теста Черри / Кимура 38

Задание 2.4. Определение значения межполушарной асимметрии на «мануально-моторном» уровне, с помощью моторного теста 40

Задание 2.5. Определение значения пластичности на «моторном» уровне, с помощью метода Лачинса 41

Раздел 3. Тестовые и проективные методы исследования нейродинамических, психодинамических свойств и эмоциональных состояний 43

Задание 3.1. Опросник нейродинамических свойств (Я. Стреляу) 43

Задание 3.2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ, В.М. Русалова) 52

Задание 3.3. Методика «Самооценка психических состояний» (Г.Ю. Айзенка) 62

Задание 3.4. Исследование индивидуально-психологических свойств и ситуативных психических состояний методом цветовых выборов (МЦВ, М. Люшера) 66

Задание 3.5. Цветовой тест отношений («ЦТО») 73

Раздел 4. Определение индивидуально-психологических различий применительно к профессиональным предпочтениям 74

Задание 4.1. Методика «Свойства личности и удовлетворенность работой» (Дж. Баррета) 74

Задание 4.2. Методика «Профессиональные занятия» (Дж. Баррета) 83

Раздел 5. Определение индивидуально-психологических различий в сфере индивидуальных биологических ритмов 91

Задание 5.1. Опросник самопроверки «Сова или жаворонок» 91

Задание 5.2. Анкета самопроверки «Ваша сезонная зависимость» 94

Раздел 6. Примеры подведения итогов исследований и вопросы для проверки знаний 96

6.1. Вопросы для проверки знаний 96

6.2. Пример подведения итогов по психологическому исследованию 98

Cписок литературы 100

Основная литература 100

Дополнительная литература 100

Периодическая литература 103

Интернет-источники 104


Библиографическая ссылка

Фефилов А.В. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 224-225;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7924 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674