Значение информации в постиндустриальном обществе переоценить невозможно. Она является основным ресурсом экономического производства, социального управления, политической борьбы, личностного развития. Понятие «информации» в современном социально-гуманитарном знании становится той универсальной категорией, под общий знаменатель которой попадают весьма разнокачественные явления, будь то генетический код или орнаментальная система народного прикладного искусства.
Учебное пособие «Методы исследования массовой информации» разработано для студентов, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью». Цель подготовленного авторским коллективом пособия связана с изучением методов исследования, используемых в профильных учебных дисциплинах. При этом были реализованы следующие задачи:
1. систематизировать теоретические сведения о методах исследования, применяемых к массовой информации;
2. познакомить с методикой проведения исследования;
3. углубить знания студентов, продемонстрировав универсальность методов исследования массовой информации.
Структура работы определяется целью и задачами, поставленными перед ней. Методы систематизированы и разделены по главам В первой главе представлены общенаучные методы исследования массовой информации, разделенные на общелогические методы исследования, общенаучные эмпирические методы исследования, общенаучные методы теоретического исследования. Во второй главе содержатся универсальные методы исследования массовой информации: социологические и лингвистические. В третью главу включены специальные методы исследования, связанные с профилем подготовки: специальные методы исследования журналистики, рекламы, связей с общественностью.
Профессиональная деятельность журналистов, специалистов по рекламе и связям с общественностью связана с производством массовой информации – информации, предназначенной для широкого круга лиц, транслируемой, как правило, в печатных, аудио- или аудиовизуальных сообщениях и содержащей сведения (а также мнения) о людях, фактах, событиях, процессах и явлениях. Конечно, данные специалисты заинтересованы в эффективности своей деятельности. И здесь, пожалуй, можно говорить об эффективности двоякого рода: индивидуальной и социальной эффективности. В первом случае речь идет о пользе – материальной и духовной – извлекаемой отдельным работником/предприятием от своей деятельности, во втором – о пользе, которое получает общество благодаря работе данных специалистов.
Оценить и повысить эффективность труда журналистов, рекламистов и специалистов по связям с общественностью позволяет исследовательская деятельность. Поэтому одной из учебно-образовательных задач при подготовке данных специалистов в вузе является задача формирования знаний, умений и навыков исследовательской работы. Этой задаче посвящено и наше пособие о методах исследования массовой информации, которое будет полезно для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика», «Реклама» и «Связи с общественностью». Успех информационно-аналитической работы журналиста, специалиста по связям с общественностью, менеджера по рекламе во многом зависит от умения вовремя получить необходимые данные, их проанализировать и использовать в реализации проектной деятельности. Владение методологическим инструментарием способствует решению этих задач.
Существуют различные классификации исследовательских методов. За основу в пособии взята классификация, предложенная историками науки, которые выделяют общенаучные (общелогические, общенаучные эмпирические и теоретические) и дисциплинарные методы исследования. В работе данные методы подразделены на универсальные дисциплинарные методы исследования массовой информации (социологические и лингвистические методы) и специальные дисциплинарные (методы исследования журналистики, рекламы и связей с общественностью).
Вниманию читателей представлены методы исследования массовой информации, начиная с традиционных средств познания, открытых еще в античности, задолго до появления самого феномена массовой коммуникации, и заканчивая современными, обслуживающими интересы позднего капитализма. При этом мы стремились не только проинформировать читателя о методах исследования, но и сформировать навык работы с массовой информацией. Благодаря чему знакомство с материалом пособия расширяет исследовательские возможности читателя, повышая уровень его научной культуры.
Практический материал, приведенные в пособии примеры предоставляют возможность по-новому взглянуть на политические, социальные, экономические вопросы современности, осмысленно выбирать словоформы для речевой деятельности. Безусловно, работа будет интересна также всем тем, кто интересуется массовой информацией, коммуникативными технологиями.
Учебное пособие адресовано в первую очередь студентам-бакалаврам, магистрам, обучающимся по специальностям 030601 «Журналистика», 031600 «Реклама и связи с общественностью», сообщая им теоретически обоснованные знания о методах, их классификации и формах.
Библиографическая ссылка
Горячева О.Н., Гунько О.Г., Яковлева М.Г. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 264-265;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7959 (дата обращения: 21.12.2024).