Опыт творческой деятельности в современных социально-экономических условиях развития общества является обязательным компонентом содержания образования и компетентности обучаемых. Творческий опыт позволяет обучающимся более успешно самореализоваться в будущей жизнедеятельности. В педагогических исследованиях творчество связывается с активностью субъекта деятельности.
Теоретико-методологические основы формирования творческой деятельности заложены в психологических и педагогических исследованиях В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, П.А. Оржековского, Я.А. Пономарева, В.Г. Разумовского. Л.С. Рубинштейна и других.
Рассмотрение особенностей формирования опыта творческой деятельности обучающихся обусловило необходимость раскрытия содержания понятия «творчество», «творческая деятельность», «опыт творческой деятельности» и их компонентов.
Творчество рассматривается отечественными психологами как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию и как глубинная сфера психологических процессов индивидуума, т.е. основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятие, внимание, память, мышление, воображение (Л.С. Выготский) [2]. Творчество есть выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин) [1,3]. Таким образом, под творчеством понимается деятельность, создающая что-то новое, оригинальное.
В структуре деятельности, в плоскости ее регуляции, согласно А.Н. Леонтьеву, выделяется следующие элементы: 1) мотивы – предметы, способные удовлетворить потребность; 2) цели – промежуточные состояния субъект-объектного взаимодействия, направленного на реализацию мотива; 3) условия – сопутствующие деятельности обстоятельства, учет которых необходим при постановке целей. Смысл деятельности для ее субъекта раскрывается через соотношение мотива и цели, которые А.Н. Леонтьев называл личностным смыслом [6].
В исследованиях психологов (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, П.М. Якобсон, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, Ю.А. Самарин) определены характеристики творчества, которыми являются: новизна получаемого продукта, исключительность, трудность, внезапность открытия и случайность догадки.
Выделяются четыре этапа творческой деятельности. Первый этап (сознательная работа) – подготовка как особое деятельное состояние, являющиеся предпосылкой для интуитивного поиска новой идеи. Второй этап (бессознательная работа) – созревание, предполагающее бессознательную работу над проблемой. Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение, когда в результате бессознательной работы в сферу сознательного поступает идея изобретения, открытия, вначале в гипотетическом виде. Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка [4].
С понятием «творческой деятельности» тесно связано такое понятие как «креативность», которое определяется, как способность порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. В работах Д.Б. Богоявленской, под креативностью понимается способность личности нестандартно мыслить, обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы их выражения, проявлять чувственность к проблемам, дефициту знаний, их несообразности, выдвигать и проверять гипотезы в поиске решения проблем [2].
В исследовании И.В. Курышевой рассматриваются свойства креативности, такие как: беглость мышления – способность генерировать максимальное количество идей в единицу времени; гибкость – способность к порождению многообразия идей; оригинальность – способность генерировать нестандартные идеи; точность – способность придавать законченный вид продуктам мышления; восприимчивость – чувствительность к деталям, противоречиям; метафоричность – способность создавать фантастические идеи, умение в простом видеть сложное, а в сложном – простое [5].
Опыт творческой деятельности учащихся является обязательным компонентом содержания общего образования и базовой культуры личности, который призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Данный компонент содержания предполагает перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Условиями, стимулирующими развитие творческой деятельности являются: ситуация незавершенности или открытия; разрешение и поощрение множества вопросов; создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, обобщениях, сопоставлениях.
Раскрыв сущность и условия опыта творческой деятельности, рассмотрим структуру данного образовательного компонента.
В педагогических исследованиях выделены основные процессуальные черты (компоненты) творческой деятельности: 1) самостоятельный перенос (ближний и дальний) ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; 2) видение новых проблем в стандартных условиях; 3) видение новой функции объекта в отличие от традиционной; 4) определение структуры объекта; 5) учет альтернатив при решении проблемы; 6) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении проблемы; 7) отбрасывание всего известного и создание принципиального нового оригинального подхода, способа решения [4].
Основными компонентами опыта творческой деятельности, по мнению П.А. Оржековского, являются: мотивация творчества, способность творчески мыслить, способность к творческому сотрудничеству, опыт использования полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, а также все решенные проблемы и творческие задачи [7]. В работе автора раскрывается содержание каждого компонента опыта творческой деятельности учащихся: 1) мотивация творчества, обусловленная интересом к изучаемому материалу, что существенно повышает удовлетворение, полученное от решения творческих заданий; 2) способность мыслить творчески, заключающиеся в развитии творческого мышления; 3) способность к сотрудничеству, проявляющаяся в умении сформулировать свою мысль, вникнуть в суть предложения товарища, аргументировано критиковать свои и чужие идеи, способствует выработке решения; 4) опыт использования имеющихся знаний при решении проблем: без гибких и осознанных знаний творчество невозможно, в то же время, творчество рассматривается как средство повышения гибкости и осознанности знаний учащихся; 5) все решенные учебные творческие задачи, которые позволяют накапливать опыт учебного научного творчества.
Таким образом, если в психологии опыт творческой деятельности рассматривается как личностная структура, то в педагогике – это, прежде всего, компонент содержания образования, который должен быть сформирован у каждого учащегося.
На основе уровневой дифференциации Д.Б. Богоявленская выделяет три качественных уровня творческой деятельности, которые использованы нами применительно к формированию компетентности обучаемых:
1) стимульно-продуктивный или пассивный уровень творчества демонстрируется в случае неизменной фиксации его при первоначально найденном способе действий в рамках интенсивной, длительной работы. Учебная деятельность продуктивна, выполняется добросовестно, энергично, но без собственной инициативы, в рамках заданного алгоритма, правила, схемы деятельности;
2) эвристический уровень характеризует деятельность, которая не фиксируется на уже готовом найденном способе, шаблоне работы, а идущая далее, путем логического анализа находящего «более остроумные решения». Способы учебной деятельности совершенствуются за счет улучшения частных приемов; однако принятый способ деятельности принципиально не меняется;
3) креативный уровень является высшим уровнем проявления творчества. На данном уровне эмпирически обнаруженная закономерность становится не конечным пунктом мыслительного процесса, а учебной проблемой, самостоятельной целью исследования. В этом случае осуществляется самостоятельный и успешный поиск и применение новых способов учебной деятельности по собственной инициативе [2].
В рамках модели образования, связанной со стратегией устойчивого развития, особую актуальность в процессе формирования опыта творческой деятельности обучаемых, получила технология проектного обучения. Проектная технология, являясь личностно-деятельностной педагогической технологией, способствует эффективному формированию опыта творческой деятельности.
Для проектирования как технологии обучения характерна конвергентность логико-технологического и ценностного аспектов. Ценностный подход находит свое выражение в целостности и образном характере переработки информации, в эвристичности поиска. Логико-технологический подход предполагает опору на алгоритмические процедуры и ориентацию на логически разумный тип мышления.
В основу технологии проектного обучения положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Для достижения такого результата необходимо развивать самостоятельное мышление, умение видеть и решать проблемы, способность прогнозировать результат и возможные последствия разных вариантов решения. Дидактической единицей технологии проектного обучения является взятая из реальной жизни личностно и социально значимая проблема.
Мы придерживаемся позиций В.В. Николиной, Е.С. Полат, А.В. Хуторского, которые выделяют требования к организации технологии проектного обучения: 1) постановка реально значимой проблемы, решение которой требует интегрированного знания, исследовательских умений и творческих способностей; 2) познавательная, теоретическая и практическая значимость результатов проекта; 3) организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности; 4) рефлексия каждого этапа проектировочной деятельности; 5) осуществление экспертной оценки проекта.
При формировании опыта творческой деятельности нами использовались различные типы учебных проектов:
1. По уровню интеграции: монопредметные (выполняются с привлечением только содержания одной учебной дисциплины); междисциплинарные (учитывается содержание нескольких дисциплин по смежной тематике); надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в программу).
2. По использованию средств обучения: классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические); современные ГИС и коммуникативные технологии.
3. По способу преобладающей деятельности: познавательные, игровые, творческие, исследовательские, практико-ориентированные.
Проектная деятельность осуществляется этапно и соотносится с уровнями творческой деятельности.
Первый этап – мотивационно-ознакомительный – предполагает проблематизацию изучаемого материала, формирование мотивации, целеполагание, актуализацию личного опыта. На данном этапе осваиваются способы сбора и обработки информации, способы стимулирования активности в процессе принятия решения («дерево решений», «мозговой штурм»), поиск убедительных доказательств, приемы анализа и оценки.
Формирующийся стимульно-продуктивный уровень творческой деятельности характеризуется работой в заданном режиме и алгоритме с получением позитивного продукта – проекта.
Второй этап – конструктивно-деятельностный – осуществляется посредством выполнения познавательных, игровых, творческих, исследовательских, практико-ориентированных проектов, когда развивается самостоятельный проектировочный опыт на основе включения их в различные виды проектов. Преобладает работа по прогнозированию, моделированию, проектированию с нарастанием систематичности. Успешное завершение этапа сопровождается переходом на креативный уровень творчества.
Третий этап – оценочно-презентативный – заключается в анализе и оценке полученных данных, саморефлексии. Осуществляется корректировка проекта, оцениваются и соотносятся полученные результаты с поставленными целями и задачами, анализируется и оценивается полученная работа.
Таким образом, последовательное включение обучающихся в проектную деятельность способствует последовательному их восхождению от анализа (стимульно-продуктивный уровень), через особенное (эвристический уровень) на уровень всеобщего (креативный уровень творческой деятельности).
Библиографическая ссылка
Кротова Е.А., Матвеева А.В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 312-315;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8129 (дата обращения: 03.12.2024).