В конце второго-начале третьего тысячелетия своего существования человечество стало ощущать последствия своего расточительного отношения к окружающей среде. Так как природа начала возвращать с излишком весь вред, который ей причинил человек. Иссушение рек и морей, опустынивание территорий, деградация земель, глобальные климатические изменения, разрушительные ураганы и торнадо- далеко не полный перечень экологической катастрофы нашей планеты. Поэтому проблемы устойчивого развития касаются каждого человека на этой Земле, так как здесь прежде всего идёт речь об обеспечении качества жизни людей. Все мы должны научиться сохранять то биоразнообразие, которое нам подарила ПРИРОДА и использовать все природные ресурсы рационально. Конечно, это зависит от многих факторов и составляющих (экономической, социальной, экологической). Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. Постепенно мы начинаем понимать, что нет безграничных ресурсов. Потребительский путь развития современного общества привёл к экологическому кризису во всём мире, который захватил все стороны развития социума. Сильнейшее антропогенное влияние на глобальную экосистему привело к противоречиям между современным обществом и окружающей природной средой. Естественно, чтобы предотвратить глобальный кризис человечества, когда начнётся дефицит всего, что нужно человеку для нормального существования, сам человек должен начать осознавать происходящее. Первый шаг в этом направлении предпринят. На нашей планете в знак солидарности с природой 15 апреля отмечается как Международный день экологических знаний, 22 апреля – Международный день защиты Земли, 15мая – Международный день климата, 5 июня – Всемирный день защиты окружающей среды. При ООН открыта программа по окружающей среде – ЮНЕП, которая регулирует, организует мероприятия по проблемам окружающей среды, в том числе экологического воспитания.
При таких условиях нашему обществу нужны образованные люди, способные решать проблемы в сложных экологических ситуациях. Поэтому одной из первостепенных задач является решение вопросов, связанных с формированием экологической культуры населения, в особенности молодёжи. Одной из составляющих экологической культуры является экологическое воспитание, под которым мы понимаем системное воздействие на поведение молодёжи, в результате которого произойдёт формирование устойчивой необходимости бережного отношения к природе. Посредством экологического воспитания молодое поколение приобретает экологические знания, навыки и умения во взаимоотношениях с природной средой. Но для более эффективного подхода и реализации целей и задач, имеющих отношение к устойчивому развитию, “зелёной» экономике и проблемам водных, энергетических ресурсов, осмысленной оценки каждого человека своего биологического следа, постоянном информировании населения о данной проблеме и её решениях нужно,чтобы мы постоянно повышали свою квалификацию и опыт, который каждый накопил, делились друг с другом багажом разработок и методик в этом направлении и получали постоянно обновляющуюся информацию по целям устойчивого развития, определённые на конференции «Рио +20». Для этого требуется создание педагогических условий в учебном заведении. В этом процессе педагоги применяют культурологический, аксиологический и праксиологический подходы. Культурологический подход формирует экологическое мировоззрение, установку на созидательное поведение и принятие экологического образа жизни. Аксиологический подход определяет ценности, которые помогают реализовать отношение молодых к природе и к самому себе, как части этой природы. Здесь происходит осознание того, что все мы находимся в прямой зависимости от природы. И катаклизмы природы не что иное, как результат разрушительной деятельности человека. Человек как элемент окружающей среды погибнет вместе с природой, если не начнёт восстанавливать то, что успел разрушить. Праксиологический подход активизирует молодое поколение в сфере охраны природы, стимулирует на поиск альтернативных решений экологических проблем. Этот подход также подготавливает молодёжь к научной деятельности в сфере изучения объектов природы и защиты окружающей среды. Так создаются различные экоцентры, экокружки и экобригады, целью которых является проведение научных, социологических исследований в области охраны природы, изучение экологических проблем региона, страны и планеты. В процессе изучения мы должны анализировать не только глобальные экологические проблемы, но и экологическую информацию региона, а также того населённого пункта, где проживаем. При изучении экологической обстановки своей местности, проведения мониторинга окружающей среды у молодёжи формируется осознанная ответственность за происходящее, ощущается принадлежность к местным проблемам экологии и как результат, идёт расширение природоохранной деятельности. Так, например, в Узбекистане экологический центр «Джейран» занимается экологическим образованием и просветительской деятельностью с самого начала своей организации. Активно работает с молодёжными группами и местным населением, выступает по радио и телевидению, учавствует в создании фильмов о природе. На базе экоцентра проводится обучение студентов, повышают квалификацию учителя биологических дисциплин.каждый год весной в экоцентре проводится остеологический учёт животных.
Критериями сформированности экологической культуры молодёжи являются сформированность экологического мышления, экологическая грамотность в процессе общения с природой, формирование культуры общения с природой, понимание глубинных экологических связей, владение необходимыми практическими навыками поведения в природе, понимание того, что коэффициент экологического следа каждого человека имеет влияние на дальнейшее развитие отношений «природа-человек». Методами формирования экологической культуры признаны интегрированное образование, внедрение кейс-метода, метод проектов, арттехнологии, обучение на природе, диалоговый характер проведения занятий, внедрение в процесс обучения основ экологической этики. В процессе экологического воспитания большое внимание уделяется изучению и распространению «зелёных» технологий и методик, которые актуальны на современном этапе жизнедеятельности человека. Здесь можно отметить практику Регионального экологического центра Центральной Азии в Алматы, специалисты которого проводят различные тренинги, семинары, встречи на высшем уровне, международные лидерские программы, связанные с проблемами изменения климата, окружающей среды, рационального использования ресурсов природы. РЭЦЦА разработала комплект материалов для образования в интересах окружающей среды и устойчивого развития под названием «Зелёный пакет». В этом ресурсе, который распространяется бесплатно, содержится ряд пособий в виде текстов, карт, рисунков, иллюстраций, видеоклипов, а также интерактивная игра «Проблемы и диллемы». Практическое применение таких информационных ресурсов помогает в экологическом воспитании и формировании экологической культуры молодёжи. Как следствие, мы прививаем молодому поколению настоящую любовь к природе, учим не быть безучастными к окружающей среде, помогаем в дальнейшем постижении идельных отношений с природой. В этом философия положения человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своем движении после того, как обретет некоторое знание, то в конце концов обретёт богатство вечной истины. В нашем случае – это истина жизни в гармонии с природой.
Библиографическая ссылка
Джанибекова Н.А. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 387-389;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8148 (дата обращения: 03.12.2024).