По мере развития индивида происходит дифференциация «Я» и «Сверх-Я». Эта составляющая коррелирует с понятием «субъективный дух».
Для формирования Человека обязательным условием является прорыв, пребывание в мире ноуменальном, трансцендентном, так как это важно для его нравственности, для самосовершенствования. И недостаточно только воспитания и образования для формирования личного духа – духовной личности, необходимы самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. Кроме того, индивидуальное духовное начало способствует не только самопознанию, но и творческому познанию окружающего мира.
«Легко показать, что «идеал Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке...Он содержит зародыш, из которого образовались все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении «Я» с его идеалом вызывает смиренное религиозное ощущение...Заповеди и запреты остались действенно мощными в «Идеале Я» и выполняют теперь в виде совести моральную цензуру.»
«Сверх-Я» и есть носитель духовности субъекта, и проявляется оно в ответственном принятии и следовании высшим образцам жизни, переживании нравственных норм сообщества как внутреннего категориального императива, усвоении высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.
Следует отметить, что в терминах С.Л. Франка «субъективное «я» означает душу – индивидуальность, как совокупность мыслей и чувств отдельного человека. Тогда как через углубление в самого себя (самотрансцендирование) человек усматривает абсолютный корень своего «я», трансцендентный субъективному «я».
В человеке кроме собственных сил присутствует иная сила, которая совершает направленность его восхождения в трансценденции. Такой силой является дух как «субъективное состояние» сознания личности. С другой стороны, духовная составляющая человека может быть понята как процесс, как индивидуальный акт трансцендирования.
Именно эта сила способствует самоконститумрованию личности и направляет её к некоему универсальному Абсолюту, предельно возможному измерению сущностных сил человека. Без этого движения постоянного «перерастания себя» личность исчезает.
Таким образом, субъективный дух – это понятие, которое интенсивно исследуется философией. Думается, что сопоставление родственных понятий позволило высветить новые грани в понимании рассматриваемого термина. “Субъективный дух”, как понятие, играет важнейшую роль и в теоретическом философствовании, и в жизни отдельной личности. Кроме того, индивидуальное духовное начало в нас предопределяет одну из фундаментальных особенностей существования и развития человека – способность к трансцендированию.
Библиографическая ссылка
Шергенг Н.А., Харитонова Н.Н. СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ КАК ДУХ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 415-415;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8178 (дата обращения: 21.11.2024).