В настоящее время российская система образования и педагогическая переживают очередной кризис. Особо остро проблемы обозначены в педагогическом образовании:
– несоответствие профессиональных компетенций выпускников педагогических вузов требованиям профессионального стандарта педагога (он утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2103 №544н) [7] и задачам ФГОС общего образования (прежде всего формирование метапредметных и личностных образовательных результатов);
– низкий уровень практической подготовки выпускников педагогических вузов;
– не деятельностный (репродуктивный) характер технологий подготовки будущих педагогов;
– отсутствие системы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов;
– доминирует одноканальная модель системы подготовки педагогических кадров (без переходов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки) и др..
Сегодня большое значение имеют поручения Президента Российской Федерации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года, Пр – 1148, п. 2), суть которых сводится к приведению ФГОС высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 года за номером 3241 п – П8 утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».
Основные направления проекта модернизации педагогического образования находятся в русле двух типов проектов: прикладные и академические.
Прикладные проекты (прикладной бакалавриат и педагогическая магистратура) направлены на повышение качества подготовки педагогов за счет:
– приведения образовательных результатов программ подготовки педагогов в соответствие с требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (обновленный перечень профессиональных компетенций);
– повышения практической направленности программ (разработка новой модели практики, включая сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования – «школьно-университетское партнерство», долгосрочная учебно-производственная практика в образовательной организации, определенная модульная практика);
– сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования.
Академические проекты: разработка и апробация вариативной модели подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки.
Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ) принимает участие, в качестве соисполнителя, в реализации проекта:
– модуль «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла», «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» (исполнитель: Московский городской психолого-педагогический университет, соисполнитель: факультет дошкольного, начального и специального образования ОмГПУ);
– модуль «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (исполнитель: Московский городской психолого-педагогический университет, соисполнитель: филиал ОмГПУ в г. Тара);
– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования)» (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: Центр магистерской подготовки ОмГПУ);
– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов)» (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: Центр магистерской подготовки ОмГПУ);
– модуль «Специальное дефектологическое образование» (Учитель – дефектолог) (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: ОмГПУ);
– модуль «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: ОмГПУ);
– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель – дефектолог)» (исполнитель: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; соисполнитель: ОмГПУ).
Задачами дальнейшего развития в Российской Федерации системы высшего педагогического образования являются:
– профессиональная ориентация абитуриентов педагогических программ ;
– программы введения в профессиональную деятельность;
– программы дополнительного профессионального образования;
– существенные изменения в педагогических вузах: реализация на практике стандартов четвертого поколения; целевой компонент – профессиональная готовность; содержательный компонент – основа – профессиональный стандарт педагога; модульная структура образовательной программы; повышение практикоориентированности; научно-исследовательская деятельность и проектная деятельность; организационный компонент: студент должен быть включен в сферу будущей профессиональной деятельности; новые формы организации учебной деятельности; новые формы практик; оценка результатов: новые контрольно-измерительные материалы; новые формы промежуточной и итоговой аттестации;
– подготовка педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования;
– развитие партнерской сети;
– работа супервизоров;
– тьюторское сопровождение студентов;
– формирование библиотечных модулей;
– новая система расчета штатов;
– новая нормативная документация;
– изменение в структуре управления: управление образовательными программами и т. д.
Более обстоятельный разговор о модернизации российской системы высшего педагогического образования читатель найдет в наших работах [1, 2, 3].
Библиографическая ссылка
Далингер В.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 434-435;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 21.11.2024).