Для активизации в преподавании русского и осетинского языков принципа изучения существительного на синтаксической основе необходимо определить объем, последовательность изучаемого синтаксического материала при работе над той или иной темой, методы и приемы обучения.
Нередко изучение морфологии на синтаксической основе сводится к проведению синтаксического разбора предложения. Мы же разделяем точку зрения тех методистов, по мнению которых работа по обучению морфологических единиц на синтаксической основе рассматривается как подготовительный этап к изучению систематического курса синтаксиса, характеризующийся установлением логических связей между категориями данной части речи и синтаксиса, что помогает построить систему морфологических и синтаксических понятий, служащую базой для формирования умений и навыков, обеспечивающих устойчивые знания изучаемых частей речи и способствующих правильному их использованию в синтаксических конструкциях.
Таким образом, за время изучения существительного учащиеся значительно продвигаются вперед и в области синтаксиса, что обеспечит успешность изучения программного материала 8-9 классов.
Современная методика требует, чтобы частично известный материал при каждом повторном обращении к нему пополнялся новыми деталями, углублялся и расширялся. Поэтому на данной ступени целесообразно раскрыть противопоставление форм именительного и косвенных падежей по признаку их синтаксической роли в предложении. Это способствует более глубокому усвоению морфологической категории – категории падежа. В то же время уточняются и конкретизируются синтаксические понятия главных и второстепенных членов предложения.
Необходимо иметь в виду, что неумение определять синтаксическую роль существительного в предложении относится к числу типичных ошибок (не только учащихся 5-6 классов) и влечет за собой непонимание синтаксической структуры предложения.
Ошибки можно свести к тому, что учащиеся не разграничивают разные синтаксические функции одного и того же падежа, например именительного, и вследствие этого смешивают разные синтаксические явления, выраженные формой этого падежа. Проявляется это в том, что чаще всего обращения, а иногда и дополнения и именные части сказуемого принимаются за подлежащее. Эти ошибки вызваны комплексным влиянием синтаксических и морфологических факторов, поэтому методика их преодоления должна быть построена с учетом взаимодействия этих факторов.
Библиографическая ссылка
Каргаева А.К., Темирова С.М. ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА СИНСТАКСИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ В 5-7 КЛАССАХ ОСЕТИНСКОЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 436-437;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8194 (дата обращения: 21.11.2024).