В связи со сказанным возникает необходимость перестроить сложившуюся систему обучения определительным конструкциям в национальной школе и разработать эффективную методику их обучения в национальной аудитории.
В настоящее время по русскому языку для национальной школы действует несколько учебников, утвержденных Министерством образования Республики Северная Осетия-Алания: учебники, составленные коллективом авторов во главе с С.Д. Ашуровой для 5, 6, 7 – го классов и Р.Б. Сабаткоевым для 8 и 9 классов. В процессе анализа было выявлено, что в существующих учебниках по русскому языку для национальной школы не в должной мере представлены сведения об определительных конструкциях, особенностях их функционирования, стилистической дифференциации.
Анализ учебников в аспекте исследуемой проблемы позволил установить, что в них практически отсутствуют упражнения по введению понятий атрибутивности синтаксических конструкций. В проанализированных учебниках слабо представлены упражнения, при работе с которыми учащиеся-осетины могли бы более подробно познакомиться с семантикой и строением определительных конструкций русского языка, с особенностями употребления их в речи. Инструкции для выполнения упражнений сводятся в основном к следующему: а) найти в данном тексте определения, указать, чем они выражены, в чем согласуются, как связаны с определяемыми словами; при этом анализируются только согласованные и несогласованные определения в простом предложении; определения более сложного синтаксического уровня не рассматриваются (учебник для 6 класса предлагает 2 таких упражнения; учебник для 7 класса – 4); б)тренировочные задания, суть которых заключается в установлении грамматической связи между данными словами (например, согласовать прилагательные, причастия, местоимения и т.д. с определяемыми словами (в учебнике для 8 класса встречается 7 таких упражнений), заменить по образцу согласованные определения несогласованными или наоборот (в учебнике для 8 класса такого характера упражнений 7; в учебнике для 9 класса – 3); в) задания, предполагающие употребление учащимися изучаемой категории в речи (учебники для 6 и 8 классов включают всего 2 упражнения с таким заданием; учебник для 7 класса -7; а учебник для 9 класса – 3). Задания, предлагаемые к значительному количеству связных текстов, зачастую носят чисто грамматический характер, направлены на формирование орфографических, пунктуационных и грамматических навыков (в учебнике для 6 класса представлено 5 таких упражнений; в учебнике для 7 класса -10; в учебнике для 8 класса – 22; для 9 класса- 14). Однако, не отвергая полезности подобных заданий, заметим, что и по количеству соответствующих им упражнений, и по содержанию предполагаемой ими работы они оказывают незначительное влияние на обогащение синтаксического строя речи учащихся-осетин определительными конструкциями.
Наблюдения показывают: работа над средствами выражения определительных отношений носит эпизодический характер, проводится без определенной системы, что еще раз подтверждает мысль о необходимости создания обновленной теории и методики обучения определительным конструкциям в осетинской школе.
Библиографическая ссылка
Хадашева С.А., Ваниева А.Д. АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОТРАЖЕНИЯ В НИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 437-438;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8196 (дата обращения: 21.11.2024).