Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Андреева Н.Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. – №3 (8). – С. 104-108.
2. Афанасьев В.В., Алексеев В.Н., Тихомиров С.А. Работа с одаренными детьми по математике: монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. – 132 с.
3. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: методическое пособие / Под. ред. В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 278 с.
4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность: природа и диагностика. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – 208 с.
5. Далингер В.А. О тематике учебных исследований // Математика в школе. – 2000. – № 9. – С. 7–10.
6. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 456 с.
7. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения дробей и действий над ними: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. – 191 с.
8. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 84 с.
9. Кириенко Т.Ж. Система работы с одаренными детьми // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №9. – С. 19-22.
10. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Академия, 1996. – 248 с.
11. Рабочая концепция одаренности. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm
12. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми. – 2-е изд., стер. – Волгоград: Учитель, 2008. – 204 с.
13. Телина И.А. Теория и методика работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования // Педагогика: семья – школа – общество (инновации и технологии): монография / Под общей ред. проф. Т.Б. Кропочевой. – Книга 35. – Воронеж: ВГПУ; Москва: Наука: Информ, 2015. – С. 108-120.
14. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 1961. – 536 с.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, среди задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития определена и такая: «… создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…» [8].

Таким образом, совершенно четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая этой деятельности.

Лозунг «Ориентация на среднего ученика», долгое время бывший приоритетным в российской системе образования, сменился в настоящее время на лозунг «Проявим заботу и обеспечим развитие одаренных детей». Одаренные дети – будущее страны.

Выявление одаренных детей связанно с задачей их обучения и развития, а также с оказанием необходимой поддержки и помощи.

В России принята программа «Одаренные дети» [11] (ее авторы Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Н.С. Лейтес и др.). В ней одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Особое внимание уделяется в Концепции детям, одаренным в сфере математики.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

В основе развития одаренности лежат психологические механизмы саморазвития личности и собственная активность ребенка.

Исследованиями одаренности и способностей занимались Ю.З. Гильбух, В.Н. Дружинин, В.А. Крутецкий, В.В. Клименко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная и др.

В предлагаемых исследователями определениях понятий «одаренность» и «способность» можно выделить ряд общих существенных признаков: высокий уровень умственной деятельности (интеллекта), определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности.

В.Н. Дружининым, В.В. Клименко, А.М. Мустафиным и др. показано, что постоянная тренировка обеспечивает развитие способностей ребенка в различных направлениях.

Работу по выявлению математически одаренных детей следует начинать в 5-6 классах, где существует опасность «потерять» таких детей.

Основными методами диагностики одаренности (способностей) являются: тестирование, наблюдение, экспертное оценивание.

В работе с одаренными детьми нужны адекватные педагогические технологии. Таковыми, по мнению И.А. Телиной, являются технологии, которые «реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся» [13, с. 119]. К таким технологиям можно отнести технологию проблемного обучения, технологию проектного обучения.

Наиболее эффективным средством развития математически одаренных учащихся в процессе обучения служит самостоятельная учебная деятельность по решению специально подобранных учебных задач. Решение таких задач предполагает проведение микроисследований, доступных для школьника.

Проведенный нами анализ процесса усвоения математических знаний показывает, что поисково-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при: а) выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними; б) установлении связей данного понятия с другими; в) ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы; г) обобщении теоремы; д) составлении обратной теоремы и проверке ее истинности; е) выделении частных случаев некоторого факта в математике; ж) обобщении различных вопросов; з) классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; и) решении задач различными способами; к) составлении новых задач, вытекающих из решения данных; л) построении контрпримеров и т.д.

В наших работах [5, 6, 7] содержится большое число задач исследовательского характера, которые читатель может использовать.

Большое значение в поддержке и развитии одаренных детей имеет система дополнительно образования. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

На пути к мастерству дополнительное образование позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, и ориентировано на освоение опыта творческой деятельности.

Необходимым условием полноценного и позитивного развития одаренного (способного) ребенка является взаимодействие учителей школ и педагогов дополнительного образования с родителями этого ребенка.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С. 141-143;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8262 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674