Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПИСЬМО РЕДАКТОРА ИЛИ БАЙЛАЙНЕР?

Шамаева А.В. 1
1 Волгоградский государственный университет
1. Аксенова А.В., Анисимова Т.В. Принципы построения системы PR-жанров // Вестник ВолГУ: Серия 2: Языкознание. – № 1 (20) – 2014. – С. 20-25.
2. Анисимова Т.В. Основные принципы построения PR-риторики // Текст. Язык. Человек: сб. науч. тр. В 2 ч. – ч. 1. – Мозырь: Изд-во УО МГПУ, 2013. – С. 112-114.
3. Пригарина Н.К. Коммуникативная личность специалиста // Русский язык и культура: Духовное и нравственное начало в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе: труды Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону: Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2007. – С. 172 – 176.
4. Теоретические основы PR-риторики: коллективная монография / под ред. Т.В. Анисимовой. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. – 511 с.
5. Чубай С.А. К вопросу об эффективном способе организации политического PR-текста // Międzynarodowa konferencja naukowa wymiany osiągnięć naukowych 30.08.2014 – 31.08.2014. – Poznan (Польша), 2014. – С. 98–102.

В современной журналистике наблюдается отчетливая тенденция к обновлению традиционной системы жанров, что в немалой степени обусловлено развитием электронных СМИ. Разрушение старых жанровых границ и появление новых форм требует более тщательного определения специфики каждого жанра, ведь известно, что жанры необходимы не только для удобства журналиста, которому стандартная форма подачи материала облегчает работу над текстом, но и для удобства читателя, который, распознав стандартную форму, сразу понимает, что за информация ему будет предложена [Аксенова 2014; Анисимова 2013; Чубай 2014]. В связи с этим уточнение границ жанров, востребованных в современной публицистике, представляется крайне актуальным.

Материалом для исследования послужили статьи, обозначенные как «Письмо редактора» в современных российских журналах общественно-политического («Русский репортер», «Компания», «Наша власть»), делового («РБК», «Бизнес журнал», «Forbes», «Деньги») и глянцевого («Караван историй», «Биография», «VOGUE») типов. Общий объем материала составляет более ста текстов.

Письмо редактора – традиционная рубрика современных журналов. Оно размещается в самом начале номера, сопровождается фотографией пишущего, начинается с того или иного обращения к читателям, подписывается автором. Повествование ведется от первого лица, причем субъективность оценок намеренно подчеркивается адресантом: если вы спросите моего мнения…; лично мне запомнился… и т.п. Такая форма используется как средство для достижения взаимопонимания между автором и читателем, т.к. позволяет пишущему изложить самый замысловатый ход своих мыслей, выразить любые оттенки чувств. Вместе с тем все эти обязательные элементы письма являются формальными и не гарантируют полного соответствия текста жанру. Традиционно считается, что наиболее важный жанрообразующий элемент письма редактора – это содержание [Теоретические основы… 2014]: в письме должны подниматься злободневные проблемы, важные для широкой аудитории. Наши наблюдения показывают, что письмо редактора в классическом варианте встречается в журналах сравнительно редко и составляет только 12 % от общего числа статей.

Наряду с этим в последнее десятилетие активно формируется новая разновидность жанра, которая, сохраняя внешнюю традиционную форму письма, имеет основной целью информирование о содержании номера и акцентирование внимания на тех материалах, на которые необходимо сориентировать читателя. Никакие самостоятельные проблемы в таких письмах не затрагиваются. Например, главный редактор журнала «Деньги» Е. Любавина в своем письме хотя и формулирует проблему коррупции, но связывает ее с идейной направленностью издания: Чтобы разобраться, как все это устроено в разных областях экономики и жизни, … журнал «Деньги» запускает специальный проект «Анатомия коррупции» (Деньги. 2015. №9). Иногда тема номера излагается в письме редактора буквально: Мы решили, что декабрьский номер у нас будет про удачу… (Psychologies. 2014. №104) или Очередной номер … мы решили посвятить городскому транспорту… (Discovery. 2015. №3 (73)). Таким образом, некоторая важная проблема здесь не столько поднимается (как самостоятельно ценная), сколько презентуется (как актуальная для статей данного выпуска журнала). Подобные письма широко представлены в материале и составляют 56 % от общего их числа.

Задача привлечения читателя «на свою сторону», стремление заинтересовать его, «зацепить», чтобы тот обрел единомышленника в лице реакции журнала сближает жанр письмо редактора периодического издания (чего нельзя сказать о произведениях других эпистолярных жанров) с байлайнером, одним из PR-жанров.

Байлайнер – это авторская статья, посвященная новостному событию, предназначенная для создания или поддержания паблицитного капитала организации через авторитетный текст от имени первого (должностного) лица [Теоретические основы… 2014: 124]. Это полезный пиар-инструмент, который одновременно положительно презентует и руководителя (главного редактора), и организацию (издание).

Байлайнер и редакторское письмо сближает, во-первых, направленность на создание или поддержание имиджа организации (издания), во-вторых, изложение от первого лица и авторская подпись, в-третьих, наличие конкретного адресата (целевой аудитории), в-четвертых, личностный характер общения между автором статьи и лицом, ее читающим. Главное: их сближает содержание – и письмо редактора, и байлайнер представляют содержание журнала (ср., например, из байлайнера: Мы… собрали в этом номере самые позитивные тексты, самые мирные сюжеты, самые весенние картинки («Psychologies», апрель 2015). В нашем материале форма байлайнера присуща 32 % писем.

Есть ли отличия между указанными жанрами? Обычно авторы отмечают формальные отличия: для писем редакторов в современных изданиях не характерно фамильярное приветствие читателя (например, «Дорогие друзья!»), а также обращение-пожелание в конце текста (например, Желаю Вам много приятных часов с нашим журналом) [Пригарина 2007; Чубай 2014], однако и в байлайнерах эти элементы присутствуют далеко не всегда. Кроме того в байлайнере чаще перечисляются конкретные названия материалов, которые представляются читателю, в то же время письмо редактора связано с содержанием номера прежде всего идейно: проблема, поднятая редактором в письме, сама по себе иллюстрирует содержание выпуска журнала, поэтому редактору вовсе не обязательно вводить в структуру письма перечень освещаемых в номере тем. Однако и этот признак не является универсальным, поскольку названия материалов вполне могут быть включены и в текст письма редактора.

Поэтому более важным нам представляется различие авторской позиции в этих жанрах: если автор байлайнера стремится только выгодно подать свой информационный продукт, то редактор журнала в своем письме преследует более серьезную цель: обратить внимание общественности на актуальную проблему, высказать свое мнение по этому поводу и, по возможности, дать ориентиры для ее решения. Это связано с тем, что письмо редактора – элемент медийного дискурса (дискурса СМИ), в то же время байлайнер – элемент PR-дискурса. Именно поэтому в письме ведущей является информационная стратегия (текст содержит информационный повод), в то же время в байлайнере ведущей является стратегия самопрезентации.


Библиографическая ссылка

Шамаева А.В. ПИСЬМО РЕДАКТОРА ИЛИ БАЙЛАЙНЕР? // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 39-40;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8287 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674