Основной тенденцией развития высшего образования является повышение качества подготовки специалистов, обеспечение новых направлений подготовки, инновационного развития, интеграция с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с потребностями общества на основе совершенствования образовательных и информационных технологий.
Системе высшего образования в современных условиях необходимо придание нового качества, общественного статуса, и понимание ее как особой сферы, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, гибкость и адаптация.
Система профессионального образования имеет существенные особенности, отличающие его от педагогического и инженерно-технического образования, которые проявляются и в ориентации подготовки специалистов, и в реализации профессиональной направленности образовательного процесса, и в особенностях профессиональной деятельности выпускников.
На инновации и инновационные процессы в системе профессионального образования оказывают непосредственное влияние такие сущностные характеристики профессионально-педагогического образования как: сочетание и глубокая взаимосвязь отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки по рабочей профессии выпускников, основанная на интеграции политехнического, психолого-педагогического и узкопрофессионального знания.
Инновация в профессиональном образовании представляет собой процесс и результат целенаправленных, эффективных изменений на основе новшеств, обеспечивающее качественное обновление и развитие отдельных компонентов и целостной системы профессионального образования. Новшеством в профессиональном образовании выступает идея, результат прикладных и фундаментальных исследований, экспериментальных и теоретических разработок в сфере техники, технологии, экономики, управления, профессионального образования и воспитания, который при его освоении приводит к повышению эффективности и развитию технических, экономических, социальных, педагогических систем. К ним относятся технико-технологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-экономические новшества.
Целостное осмысление сущности инноваций в профессиональном образовании начинается с раскрытия ведущих противоречий, являющихся внутренним импульсом их развития и возникающих между: существующим уровнем научно-технического прогресса и инновационными процессами в технике, технологии, экономике, социуме, культуре и существующей подготовкой будущих специалистов для инновационной деятельности; темпами инновационных изменений и необходимостью обеспечения качественной опережающей подготовки, позволяющей студенту эффективно адаптироваться в условиях инновационного производства, успешно решать профессиональные задачи, осуществлять самореализацию и саморазвитие в условиях информационного высокотехнологичного общества; сложностью и инновационностью задач профессионального обучения и воспитания в современных условиях и неспособностью традиционного решения этой задачи и др.
Сегодня особое внимание в стратегии государственного развития уделено вопросам модернизации высшего и послевузовского профессионального образования. Для достижения нового качества профессионального образования в настоящее время осуществляется: структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования; проведение содержательных изменений в профессиональном образовании; оптимизация перечня профессий и специальностей; и т.д.
В связи с этим основными направлениями инновационных процессов для достижения нового качества профессионального образования, соответствующего мировому уровню, в настоящее время выступают: совершенствование компонентов и структур профессионально-педагогического образования, их модернизация в соответствии с целями и задачами инновационной стратегии государства; развитие путей, способов, форм интеграции профессионального образования с научными, производственными, экономическими, социальными структурами; развитие непрерывного многоуровневого профессионального образования и усиление взаимосвязей с начальным и средним профессиональным образованием; создание единой образовательной и информационной среды в масштабах вуза, развитие единого образовательного пространства региона.
Таким образом, профессиональное образование развивается через целенаправленные, управляемые инновационные процессы. Современные направления инновационных процессов в системе образования направлены на то, чтобы обеспечить соответствие темпов развития образования и темпам общества в целом и на аккумулирование системой образования научного и инновационного потенциала. Ведущей тенденцией инновационных процессов в образовании является переход от личностного к государственному и государственно-общественному характеру формирования и реализации инновационных инициатив и проектов.
Инновационные процессы в профессиональном образовании получают практическое воплощение в инновационном профессиональном образовании. Цель инновационного профессионального образования состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к качественному и эффективному решению проблем развития профессионального образования, науки, производства, экономики в условиях высокотехнологичного информационного общества.
Содержанием инновационного профессионального образования как средства социально-экономического, научно-технического, информационного, инвестиционного, интеграционного развития выступает: формирование нравственно и физически здоровой личности студента и специалиста, стремящегося к постоянному самосовершенствованию; обеспечение качества профессионального образования, соответствующего государственным стандартам и мировому уровню; постоянное развитие фундаментальной и прикладной науки как основы повышение качеств образования; постоянное создание и внедрение информационных и инновационных методик и технологий образования в вузе; совершенствование учебно-методической базы и обеспечение научно-практического сопровождения подготовки инженерно-педагогических кадров для начального и среднего профессионального образования; интернационализация образования, интеграция вуза в мировую образовательную, научную, культурную среду; построение содержания профессионального образования на основе прогнозирования развития профессиональной области и обеспечение.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что инновации в профессиональном образовании выражают интегративное содержание технико-технологических, педагогических, организационно-управленческих, социально-экономических новшеств. Они обеспечивают инновационное развития профессионального образования, а также науки, производства, экономики, управления и социальной сферы. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании получают практическое воплощение в инновационном профессионально-педагогическом образовании, цель которого состоит в подготовке универсальной нравственно зрелой личности, компетентного специалиста с развитой профессиональной культурой, владеющей научным стилем мышления, способной к осуществлению инновационных процессов в профессиональном образовании, производстве, экономике, социуме.
Инновационные процессы в профессиональном образовании должны быть первыми на пути рыночной экономики и получать солидные дивиденды на базе новых технологий. По созданию поддержки профессиональных образовательных учреждений проводятся работы по переобучению преподавательского состава. Инновационные процессы в профессиональном образовании не должны понести провала в экономическом развитии страны. Поэтому инновационные процессы в профессиональном образовании имеют большие возможности совершенствоваться квалифицированными кадрами начального, среднего и высшего профессионального образования. Сегодня очень престижно иметь диплом, так как в будущим, да и сейчас он просто необходим.
Библиографическая ссылка
Абилкасимова Г. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 41-43;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8289 (дата обращения: 21.11.2024).