Под юридическими гарантиями обеспечения законности нормативных правовых актов исполнительных органов понимаются установленные в нормах права предписания, гарантирующие точное и неуклонное исполнение Конституции, законов, актов вышестоящих органов, а также деятельность государственных органов (должностных лиц), направленную на обеспечение исполнения требований норм права и наказание виновных в их нарушении, создание условий для недопущения нарушений закона. Отсюда следует, что политические, экономические, социальные, идеологические, организационные предпосылки обеспечения законности, безусловно, важны, но в случае издания незаконного нормативного правового акта для прекращения их действия, аннулирования всех неправомерных последствий их исполнения и применения требуется определенные механизмы изъятия такого рода актов из правового поля. Именно для этого существует система юридических гарантий, которая включает в себя целый комплекс мер специального характера. В научной литературе они классифицируются следующим образом: меры по совершенствованию законодательства; б) меры профилактики; в) меры контроля и надзора за состоянием законности, а также систему индивидуальной защиты граждан и организаций своих прав, свобод [1, с. 40].
Так, например, меры по совершенствованию законодательства означают, что содержание и качество законов должно быть адекватно проводимым в стране преобразованиям и обеспечиваться за счет эффективного функционирования институтов государственной власти, обеспечения должного взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Правовая политика в сфере государственного управления должна основываться на современных тенденциях развития общества, накопленном опыте и научно обоснованных, фундаментальных представлениях о ближайших и отдаленных перспективах казахстанского государства и общества, лучшего зарубежного опыта, исходить из признания приоритета прав и законных интересов личности. Отсюда вытекает необходимость последовательной реализации правовых идей и принципов Конституции Республики Казахстан в практике государственного управления Нормотворчество исполнительных органов нуждается в совершенствовании.
В процессе совершенствования законодательства в сфере государственного управления и ходе правоприменительной деятельности необходимо неуклонно следовать принципам верховенства Конституции и соответствия норм актов исполнительных органов закону и всем актам вышестоящего уровня. Нужны системные меры, обеспечивающие как режим законности в сфере деятельности исполнительной власти, так и поступательное развитие нормотворчества в рамках действующей Конституции. Только всесторонний комплексный подход к правовой политике позволит модернизировать всю нормативно-правовую базу и правоприменительную практику в сфере государственного управления в контексте общей стратегии развития государства, в том числе по выстраиванию качественно новой модели государственного управления на принципах законности, прозрачности, и подотчетности обществу, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Наряду с этим следует решительно усовершенствовать механизм введения в действие принятых законов, обеспечить их полную реализацию, в том числе и своевременное принятие необходимых подзаконных актов. Резюмируя изложенное, мы приходим к выводу о том, процессу совершенствования законодательства в сфере государственного управления следует придать системный характер, ибо многие вопросы, связанные с законностью правовых актов исполнительных органов переопределяются не только контролем и надзором, но и профилактикой нарушений законности.
В современных условиях актуальной является постановка вопроса о всестороннем развитии административно-правовой системы предупреждения незаконных актов исполнительных органов. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются, например, планирование нормотворческой деятельности, обсуждение проектов актов, согласование с заинтересованными органами, экспертиза проектов, общественный контроль. Таким образом, меры профилактики нарушений законности – важный компонент в системе обеспечения законности правовых актов исполнительных органов.
Действующим законодательством РК установлены порядок, процедура и полномочия государственных органов по подготовке и принятию нормативных правовых актов, отмене и приостановлению незаконных правовых актов исполнительных органов, предупреждению нарушений законности в процессе нормотворческой их деятельности.
Часть 1статьи 43 Закона РК «О нормативных правовых актах» под названием «Меры обеспечения законности нормативных правовых актов», гласит, что законность нормативных правовых актов обеспечивается следующими мерами: 1) приведением нормативного правового акта в соответствие с Конституцией и законом; 2) приостановлением в установленном порядке действия нормативного правового акта; 2-1) проведением правового мониторинга нормативных правовых актов; 3) проверкой на соответствие законам при государственной регистрации нормативных правовых актов [2].
Часть 2 указанной статьи определяет, круг субъектов обеспечивающих в соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами законность нормативных правовых актов. Ими являются: 1) Конституционный Совет Республики Казахстан; 2) суды; 3) Генеральный Прокурор Республики Казахстан и подчиненные ему прокуроры; 4) Министерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы; 5) государственные органы – в отношении нормативных правовых актов, принятых нижестоящими органами; 6) уполномоченные органы, принявшие подзаконные нормативные правовые акты и (или) являющиеся их разработчиками, – в отношении подзаконных нормативных правовых актов, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись [2].
Таким образом, в системе юридических гарантий особое значение имеет деятельность государственных органов, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности в процессе издания исполнительными органами правовых актов. Основываясь на действующем законодательстве, можно выделить следующие способы обеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов исполнительных органов: контроль Президента РК; контроль представительных органов; контроль исполнительных органов; контроль органов юстиции; судебный и конституционный контроль; контроль Уполномоченного по правам человека; прокурорский надзор; административный надзор; институт обжалования; общественный контроль
Библиографическая ссылка
Мусилимова К.С. ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 50-52;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8295 (дата обращения: 23.11.2024).