Одним из базовых элементов сформировавшейся личности является развитое нравственное сознание – отражение принципов и норм нравственности, регулирующих взаимоотношения человека с миром. Но усвоение нравственных понятий само по себе еще не обеспечивает формирования нравственного поведения. Нередко дети, хорошо зная нравственные нормы, не следуют им в своем поведении. Устойчивость знаний должна привести к формированию жизненных принципов: «Формируясь на основе и в соответствии с названными структурными личностными образованиями, принципы (исходные, определяющие жизненные установки, правила поведения и деятельности) являются той ступенью, через которую знания превращаются в убеждения» [1].
Превращение нравственных знаний, понятий в убеждения требует их закрепления в системе мотивов поведения и соответственных им нравственных привычек. Между сознанием того, как нужно поступить, и привычным поведением существует противоречие, которое заполняется опытом. Опыт ребенок приобретает через упражнения в поведении, через организуемое взрослым повторение действий в различных по форме, но идентичных по смысловому содержанию жизненных ситуациях. Важно связывать этот опыт практической деятельности детей с их эмоциями: пережив удовлетворение от совершенного нравственного действия и последующего одобрения за его свершение, ребенок будет стремиться вновь испытать это чувство. Целенаправленная организация жизнедеятельности детей, осуществляемой на основе нравственных понятий, пронизанной нравственными эмоциями, служит фундаментом формирования нравственного поведения.
Библиографическая ссылка
Трофимова А.А., Кутлугузина.А.А НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 62-63;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8305 (дата обращения: 23.11.2024).