За многие столетия формирования философии как универсальной науки мы можем наблюдать ее сращение с общественной жизнью человека и политической свободой в обществе. Существует множество форм управления государством. Одной из таких является тоталитарная форма правления. Опорой этого режима выступает система идеологического принуждения, которая, используя страх, предрассудки и низкий культурный уровень, навязывает массовому сознанию определенные идеологические мифы и стереотипы.
В 20-30-е годы прошлого столетия с появлением тоталитаризма в СССР начало происходить подавление национального начала в обществе. «Голос народа» становится фоном для политики государства. Основополагающим признаком этой системы является культ вождя, в приоритете его мысли, идеи, взгляд на мир. Общество в такой ситуации становится закрытым и не имеет право на особое мнение, а вождь наделен почти неограниченной властью. Свобода человеческой мысли, за которую всегда ратовала философия, объявляется разрушительным анархизмом. При тоталитарной форме правления появляется «новый человек». Он должен с готовностью сражаться за навязанные правителем идеи, в обход личным интересам. Важно отдавать себе отчет в том, что его контроль над мыслью преследует конструктивные цели. Возбраняется не просто выражать определенные мысли, а диктуется, что именно надлежит думать. В тоталитарном обществе все: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль, – становятся не доступными для человека. В основе тоталитаризма может лежать любая философия: рационалистическо-диалектическая, позитивистская, экзистенциалистская. Проблему значимости личности в тоталитарном политическом режиме решается неоднозначно в зависимости от философской основы тоталитаризма.
Тоталитаризм, безусловно, самый жесткий из политических режимов: такая форма правление непременно ведет к упадку страны. Государство теряет свое положение на политической арене, и в итоге это разрушает державу.
Библиографическая ссылка
Ракоед Ю.С., Цыганкова Т.А. ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ТОТАЛИТАРИЗМА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 67-67;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8315 (дата обращения: 21.11.2024).