Все земли расположенные на территории Российской Федерации, являются объектами государственного мониторинга земель, независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования. Государственный мониторинг земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии [3] (Росреестр). В рамках которого, выявляются количественные характеристики изменения площадей земель и земельных участков различных категорий, видов разрешенного использования и видов земельных угодий, а так же выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием разнообразных негативных процессов [4].
Площадь земельного фонда Российской Федерации составляет 1709,8 млн. га., в связи с этим её сложно контролировать. [1] Больше половины земельных участков в России, внесенных в Государственный кадастр недвижимости – а их ни много ни мало 29 миллионов, – не отвечают требованиям современного земельного законодательства. На сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация: совокупная площадь всех участков внутри одного кадастрового квартала может вдвое превышать площадь самого квартала. Полтора миллиона участков пересекаются и накладываются друг на друга, из-за этого постоянно возникают земельные споры [6].
В связи с этим необходимо осваивать новые формы государственного мониторинга земель с использованием наиболее современных инструментов для получения данных об количественных характеристиках земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Эффективным инструментом для решения выше перечисленных проблем, является развитие системы получения данных при помощи спутникового дистанционного зондирования Земли [5] в дополнение к осуществляемому наземному мониторингу земель, складывающемуся из сведений государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных участках и других объектах недвижимости, государственных фондов данных, сформированных в результате проведения землеустройства, материалов крупно- и среднемасштабных почвенных обследований, актуализированных в цифровые топографические карты в векторном формате.
Под космомониторингом земель и земельных участков предлагаю понимать – систему наблюдений за их использованием и состоянием, своевременным выявлением количественных и качественных изменений, оценки, а также предупреждений и устранений последствий негативных процессов, при помощи дистанционного зондирования Земли с использованием спутниковых навигационных технологий системы ГЛОНАСС, в режиме настоящего времени, специально уполномоченными государственными органами, для формирования юридически значимых баз данных о состоянии земельных участков независимо от форм собственности.
При проведении космомониторинга использования земель и земельных участков проводиться он должен в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей. Показателями космомониторинга использования земель и земельных участков будут выступать: общая площадь земель (земельных участков) соответствующей категории; общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования; площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено использование их не по целевому назначению; площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование земель и земельных участков; площадь распределения земель по формам собственности, исходя из данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; площадь застроенных земель в разрезе категорий.
В 2014 г. был открыт инновационно-образовательный Центр космических услуг в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Юго-западном государственном университете», который занимается реализацией областной целевой программы Курской области «Использование спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Курской области на 2014-2016 годы» [2], планируется путем обработки информации получаемой с трех спутников дистанционного исследования Земли, специально установленных для этого Роскосмосом.
Таким образом, в совершенствовании нуждается нормативно-правовая база гражданского законодательства регламентирующая порядок осуществления космомониторинга земель и земельных участков с использованием выше указанной системы, а также разработка методических материалов уточняющих реализацию правовых норм в области измерения и обработки данных космомониторинга. Так же, необходимо создание единых баз данных государственных информационных ресурсов о результатах государственного мониторинга земель, с использованием данных полученных в результате космомониторинга земли и земельных участков. Это обеспечит оперативность доступа для физических и юридических лиц к юридически значимой информации, с возможностью использования её в работе с данными по объектам и участникам земельных отношений, ведение истории земельных участков, а также выявление неиспользуемых земель или используемых не по целевому назначению с возможностью их последующего вовлечения в оборот.
Библиографическая ссылка
Кириченко Ю. СТАНОВЛЕНИЕ КОСМОМОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 99-100;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8332 (дата обращения: 23.11.2024).