В нашей работе мы исследуем формирование одной из ключевых компетентностей, необходимой для успешной социализации личности – социальную компетентность.
Проблемы формирования социальной компетентности младших школьников затрагиваются в диссертационных исследованиях Т.В. Антоновой, Н.И. Белоцерковец, О.Ф. Борисовой, Л.Н. Гиенко, И.Е. Зариповой, Т.В. Исаковой, Н.В. Калининой, О.А. Крузе-Брукс, В.В. Новикова, Т.И. Самсоновой, М.В. Тюкавиной, Ю.Е. Уфимцевой, В.В. Цветкова и др.
Процесс формирования и развития социальной компетентности в младшем школьном возрасте характеризуется интенсивным развитием социальных отношений, изменением социальных ролей и функций с последующим расширением социально-нравственного взаимодействия детей с окружающим социумом, динамичностью социальных представлений, особым отношением к миру [2].
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и диагностическое обследование, проведенное нами в ходе опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками 4 класса (13 человек, 5 мальчиков и 8 девочек) позволил выявить, что слабая сформированность социальной компетентности у детей проявляется в следующем:
• находятся на среднем уровне (30 %), ниже среднего (15 %) и на низком уровне (15 %) коммуникативные способности детей;
• находятся на среднем (24 %) и на низком (8 %) уровне социализированность учащихся;
• находится на среднем уровне (60 %) нравственная самооценка учащихся;
• находятся на среднем уровне навыки этики поведения, отрицательные ответы детей составляют (28 %);
• находятся на среднем уровне (60 %) и ниже среднего (20 %) отношения к жизненным ценностям;
• находится на среднем уровне (75 %) нравственная мотивация учащихся.
Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников. Нами предлагается программа, направленная на формирование социальной компетентности учащихся начальных классов, в которой реализуются условия для развития способности ребенка к продуктивному социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной ролей. Занятия строяться по пяти направлениям: коммуникация «Мир моих друзей», социализация «Настоящий друг – кто он?», нравственность «Истоки нравственности. Будем добрыми и человечными», этика поведения «Правила этического поведения на каждый день», отношения к жизненным ценностям «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные принципы».
На первом этапе дети учатся сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На втором этапе анализируют собственное поведение и поступки других, чтовоспитывает в детях взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. На третьем этапе дети развивают адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. На четвертом этапе вырабатывают правила этического поведения, выполняют их на практике и закрепляют такое качество, как уважение другого. На пятом этапе учащиеся закрепляют понятие «ценности», его буквальное и переносное значение, начинают лучше осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.
Подводя итог, необходимо отметить, что психолого-педагогическая деятельность по формированию социальной компетентности предполагает такую организацию воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности, что в дальнейшем будет способствовать приобретению учащимися опыта успешного социального взаимодействия, как в учебной деятельности, так и в общественной жизни.
Библиографическая ссылка
Никитина Н.О., Баркунова О.В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 148-149;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8363 (дата обращения: 23.11.2024).