Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМУЛА САМОДОСТАТОЧНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS)

Тимофеева М.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса»
Статья представляет авторский взгляд на концепцию современной высшей школы. Модель разработана на основе анализа практического опыта, теоретического осмысления и систематизации результатов педагогической деятельности в формировании профессиональных навыков дизайнеров за период работы на кафедре «Дизайн костюма». Текст содержит авторские формулировки и цитаты, ссылки на сайт «Omskfashiondesigndchool.com», разработанный автором статьи. В статье рассматривается роль традиционных знаний, неравнодушной педагогической среды, авторских методик и педагогических инноваций в формировании уникального образовательного пространства. Рассматриваются аспекты функционирования и эволюции творческой школы. Предлагаемая формула позволяет задать вектор дальнейшим рассуждениям в контексте теоретического обоснования проблемы создания соответствующей образовательной среды.
современная школа
базовое образование
инновационные педагогические технологии
1. Ашин Г.К. Мировое элитное образование. – М.: Анкил, 2008. – 360 с.
2. Википедия – свободная энциклопедия. Школа [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Школа (дата обращения: 26.06.2015)
3. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – М.: Академический проект, 2000. – с.577.
4. Тимофеева, М.Р. Технология развития креативного мышления у дизайнеров через проектные методы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL:http://www.science-education.ru/127-20588 (дата обращения: 17.07. 2015).
5. Толмачева Г.В. Инновационные образовательные проекты в дизайн-образовании // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии. – 2014. – С. 49-51.
6. Сайт Modeconnect – Великобритания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://modeconnect.com/project/omsk-fashion-design-school-galina-tomalcheva (дата обращения: 17.07. 2015).
7. Сайт OmskFashionDesignSchool.com [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://omskfashiondesignschool.com (дата обращения: 17.07. 2015).
8. Формула моды: Восток-Запад. Сайт Omsk Fashion Design School [Электронный ресурс] – Режим доступа http://omskfashiondesignschool.com/formula (дата обращения: 17.07. 2015).

Сила любого общества в возникновении интеллектуальной среды, где некоторое количество разумных людей в процессе общения обогащают друг друга. И задача образовательной структуры – сделать эти среды, эти творческие кластеры как можно многочисленнее. Конечно, одним из важных вопросов всегда будет качество подготовки. Привычка к высоким стандартам создаёт привлекательную культуру, культура привлекает заинтересованных людей, человеческий ресурс формирует территории инноваций. Истина «За каждым талантливым ребёнком стоит взрослый человек» имеет логическое продолжение:

– А если талантливых детей много и в одном месте?

– Значит за ними стоит школа!

Первоначально греческое σχολή (школа) означало досуг, свободное времяпровождение, затем стало применяться как «занятия на досуге» (у Платона), затем – «учебные занятия», «беседа философов» (у Плутарха). В русский язык слово «школа» пришло через латынь и польский язык [2]. Если объединить все первоначальные смыслы, можно получить довольно симпатичное определение школы: «философские беседы на профессиональные темы, возможность набирать опыт в подвижной образовательной среде», которое отражает основные принципы существования омской школы дизайна костюма.

Формула самодостаточности творческой школы, по мнению автора, включает три основных компонента:

1. «Голова» – базовые традиционные знания.

2. «Музыка» – индивидуальность, профессиональная интуиция, инновации.

3. «Лампочка» – активная и неравнодушная педагогическая среда, энергия и масштаб отдельных личностей.

Традиция выполняет ряд культурных функций:

а) устанавливает преемственность культуры,

б) служит каналом хранения и передачи информации и ценностей от поколения к поколению,

в) выступает механизмом социализации и инкультурации людей,

г) выполняет селективную функцию отбора подобающих образцов поведения и ценностей [3].

Базовое академическое образование современной школы включает широкую эрудицию, фундаментальную научную базу, методологию научного творчества, методы получения, обработки, хранения и использования научной информации: «чтобы знать куда идти, нужно знать откуда идти». Сегодня дизайнерская подготовка ориентирована на формирование специалиста нового поколения, чувствующего нюансы, концентрирующего свою мысль на деталях, владеющего навыками пространственного и креативного мышления. Костюм является сложной системой, включающей комплексные знания, такие как свойства и средства композиции, цвет и колористика, пластическое моделирование, текстильный дизайн, технология производства, конструирование, макетирование. Профессиональные компетенции дают ощущение лёгкости в работе. В этом месте реализуется высказывание: «если хочешь всю жизнь не работать, найди любимую работу».

Уникальность любой школы зависит от педагогического состава. По мнению Г.К. Ашина [1], в настоящее время, в постиндустриальном обществе лидирует экономика знаний и, в соответствии с этим, центральную роль играет образование и наука, прежде всего элитное образование, тесно связанное с производством знаний и подготовкой кадров, владеющих высокими технологиями, методологией анализа высокотехнологичной информации и, кадров высочайшей квалификации, новаторов.

Основной состав кафедры «Дизайн костюма» – первые выпускники специальности – это активная профессиональная среда, принципом существования которой является «эволюция как самоорганизация активных сред». Бонусами герметичности и географической удалённости школы являются индивидуальность, личный опыт, авторские методики преподавателей. А главным двигателем развития и прогресса OFDS, как и любой современной школы, являются симбиоз, как форма взаимополезного сосуществования систем, при котором симбионты сохраняют своё своеобразие, и альтруизм – активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других. Современность школы определяется педагогическими инновациями. Каждый преподаватель имеет авторские дисциплины с уникальным методическим инструментарием. За период существования школы издано большое количество учебных, учебно-наглядных и методических пособий. Заведующая кафедрой дизайна костюма, профессор – Толмачёва Галина Васильевна – имеет авторскую методику систематизации перспективного проектирования костюма. Эту методику используют в своей работе большое количество выпускников Омской школы. Методика позволяет табличным способом, системой построения графиков, составить логистику коллекции, выявить виды композиционных связей в коллекции, грамотно расставить акценты в коллекции. Это очень важная часть дизайнерской деятельности для ресурсной организации своей работы и прогнозирования качественного результата [5]. В основе методики Медведь Л. В. лежат системный анализ деятельности в сфере дизайна, развернутая классификация основных формообразующих элементов костюма, принципы взаимосвязи в дизайне трикотажных изделий фактуры и орнамента и их синтеза со всеми составляющими формы. Направление «Трикотажные изделия» является уникальным для российских школ дизайна. Подобная специализация включена в образовательные программы Омской школы. Методики по дизайн-проектированию трикотажных изделий разрабатывались Толкачёвой А.И. и Герасимовой Ю.Л. Подготовка специалистов по трикотажу включает создание авторских полотен через комплексное понимание технологии, материаловедения, цветовых гармоний и принципов построения орнаментальных композиций. Это всегда самобытный стиль и дизайн, основанные на междисплинарных связях и знаниях истории моды.

До того как студенты начинают свою работу с костюмом, они изучают курс «Пропедевтика». Именно этот курс формирует образное мышление и практические навыки будущего дизайнера, основанные на знаниях закономерностей композиционной организации структуры формы, поиске художественной выразительности проектируемого изделия. Курс включает большое количество авторских упражнений, интерактивных методик проведения занятий, разработанных преподавателями кафедры Азиевой Е.В. и Филатовой Е.В. Першукевич Г.В. занимается вопросами дизайн-проектирования, вопросами имиджа, эстетики и стиля. Особое внимание уделяет анализу процессам формообразования в индивидуальном (адресном) дизайне костюма и стилевым направлениям, применимым к индивидуальному костюму. Ющенко О.В. разработала актуальные методики, позволяющие ставить и выполнять креативные задачи различной сложности, используя приёмы формирования презентационного образа, применяемого в эскизировании и рекламе костюмных брендов. Васильева Э.В. занимается вопросами колористики и влияния цвета на зрительное и эмоциональное восприятие костюма.

Качественные изменения в подготовке студентов Омской школы дизайна внесла дисциплина «Макетирование». Важной частью проектной деятельности является поиск выразительной формы костюма в целом, а также его частей, деталей. Используя этот метод, можно найти нестандартные решения конструкций костюма, его пропорций, соотношений частей, новые взаимодействия между деталями. Освоение данного метода способствует развитию пространственного мышления, пониманию связи формы костюма с конструкцией. В результате многолетнего опыта по данному направлению, сложился авторский курс, который ведёт Соснина Н.О. Этот курс является логическим продолжением дисциплины «Пластическое моделирование». Автором курса «Пластическое моделирование» является Тимофеева М.Р., а также – курсов «Текстильный дизайн» и «Креативные методы дизайн-проектирования»[4]. Программы подготовки составлены на основе анализа практического опыта, теоретического осмысления и систематизации материала за длительный срок преподавания дисциплин, позволяют сформировать профессиональные навыки дизайнера в создании костюма нового уровня и качества. Все методики доступны начинающим дизайнерам, дают сиюминутный результат генерации креативных идей и их практической реализации, качественно меняют понимание пространственных возможностей формы, ресурса текстильных фактур и разрушают предсказуемость дизайнерских решений, благодаря экспериментаторскому характеру упражнений.

Методики школы постоянно обновляются с появлением новых дисциплин и направлений. Проявляющиеся в обществе зоны внимания к определённым вопросам находят отражение в разработке новых программ и курсов.

Задачи определяют формирование профессиональных качеств:

• результат как итог простого практического действия;

• слом стереотипов на уровне концепта формулировок;

• точные инструкции – следование – нарушение пределов мышления;

• объём внимания – осознанность.

Количество знаний может долго не переходить в качество. Интенсивные методы обучения формируют стратегический подход в дизайн-проектах, дают матрицу их реализаций и воплощений в заданный период времени. Творческий подход создает иллюзию отсутствия усилия при получении знаний – они как бы приходят сами, при личном участии формирования «пакета» знаний каждым студентом. Это дает моральное удовлетворение и не обесценивает затраченные усилия.

Инновационные педагогические технологии школы включают:

• междисциплинарные связи;

• точность формулировок концептов;

• создание конкретного продукта;

• проектный подход;

• коммуникации, направленные на выстраивание нового качества дизайн – мышления;

• авторский концепт образовательных формулировок;

• использование игровых технологий, предполагающих работу в мини-коллективах над комплексным решением задач;

• использование новых типов информационных ресурсов при постановке задач;

• применение авторских учебных пособий;

• использование мультимедийных средств;

• выставочная деятельность;

• мастер классы с профессионалами дизайн-индустрии.

Эти методы точно иллюстрируют фразу Брайана Массуми, профессора университета Монреаля: «Будущее нужно активно изобретать». Неотъемлемой частью современной школы являются профессиональные коммуникации.

Процессы формирования коммуникаций очень различны:

• обратная связь (выпускники, которые реализовали себя в профессии);

• неравнодушие отдельных личностей к школе (Александр Васильев, Андрей Артёмов, Наталья Туровникова, Настя Романенко и т.д.);

• молва (зарубежные партнёры, которые узнали об омской школе дизайна костюма от третьих лиц – Баша Шкутницка, Марк Аткинсон) [6];

• личная инициатива преподавателей;

• конкурсы (Формула моды: Восток-Запад) [8];

• интернет-ресурсы (сайт OmskFashion DesignSchool. com) [7].

Существует как минимум два вида обучения: академический и проектно-исследовательский. В современном мире не всегда важно обладать знаниями, главным становится умение их находить и применять. Поэтому, второй способ всё чаще становится основным в познании современного мира. Реагирование на происходящие процессы, адаптация классических образовательных знаний к складывающимся условиям, профессионализм и неравнодушие педагогов являются основой самодостаточности функционирования современной высшей школы.


Библиографическая ссылка

Тимофеева М.Р. ФОРМУЛА САМОДОСТАТОЧНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА OMSK FASHION DESIGN SCHOOL OFDS) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 191-194;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8372 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674