Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ

Каримова С.О. 1
1 ХГУ им. Б. Гафурова
В статье исследована формирование публицистических жанров, ее влияние на появление и развитие журналистики. Во вводной части работы отмечается, что появление или формирование жанров сыграло важную роль в целенаправленном познании таджикской журналистики и публицистического творчества. Подчеркивается, что процесс формирование и становления жанров в истории таджикской публицистики имеет большую давность. Отмечается, что сатира как один из древних жанров имеет специфическое место. Она в разные исторические эпохи выражала желания и чаяния народа. Автор проследил все основные этапы становления и развития публицистических жанров и пришла к выводу, что в сатирическом наследии можно наблюдать изображение реальных событий. Здесь же даны краткие характеристики их особенностей, указаны эпохи их функционирования.
процесс формирования
изображение реальных событий
публицистические жанры
жанр сатиры
1. Литература Востока в среднее века. Т.2. – М., 1970. – 132 с.
2. Муродов М.Б. Из истории формирования и развитии публицистической сатиры в таджикской периодической печати. – Душанбе: Сино, 2007. – 144 с.
3. Муродов М.Б. Публицистическая сатира в таджикской периодической печати. – Душанбе: Истеъдод, 2011. – 336 с.
4. Салехов С. Сатира в таджикской периодической печати 20-30гг. -Душанбе, 1969. – 142 с.
5. Усманов И. Взгляд на сатиру Убайда Зокони. – Душанбе: Маориф, 1991. -72 c.

Процесс формирования и становления жанров в истории таджикской публицистики имеет большую давность. Сатира, как один из древних жанров,в истории таджикской художественной литературы и публицистики имеет своё специфическое место. Она в разные исторические эпохи выражала желания и чаяния народа. Характерной особенностью этого жанра является обличение. В сатире и сатирическом наследии можно наблюдать изображение реальных событий. В одном отрывке популярной сатирической песни:

Аз Хуталон омадия (Из Хуталона ты пришел).

Ба р= табоь омадия (Уничтоженным ты пришел).

Обор боз омадия (Ты обратно пришел).

Хашанг низор омадия (Красивым, слабым ты пришел)

отражено конкретное жизненное событие.

В 725 году халиф Хорасана Асад ибн Абдуллах нападает на Хатлонзамин, однако, не выдержав ожесточенного сопротивления местного населения, бежит, что стало причиной насмешек и издевательств народа. Основой этой сатиры является одно жизненное событие.

Если подвергнуть анализу памфлет Фирдоуси на Махмуда Газневи, то можно сказать, что он имеет все особенности памфлета и отвечает формам и всем требованиям жанров публицистики. Однако этот памфлет в трудах ученых, исследовавших литературно-художественные произведения, рассматривается лишь как один из видов поэзии, что весьма скудно в смысле охвата содержания и цели анализа. Если проанализировать данный памфлет с учётом специфику этого публицистического текста, то выясняется, что сатира Фирдоуси не только осуждение и критика одного шаха, она является характерной картиной эпохи поэта. И этот стиль изложения содержит специфические признаки публицистики. Становится очевидным, что анализ памфлета Фирдоуси на Султан Махмуда не ограничивается одним лишь литературным анализом, необходимо, чтобы его рассмотрение соответствовало публицистической мысли и её жанровым требованиям. В этом отношении интересны суждения профессора М. Муроди: Памфлет Фирдоуси «Гуфтор дар ьажви Султон Маьмуд» («Памфлет на Султана Махмуда»), начинается так:

Аё шоь Маьмуди кишваркушой,

Зи кас гар натарсц битарс аз Худой.

Гар эдун, ки шоьц ба гетц турост,

Биг=й, ки ин хира гуфтан чарост.

О, шах Махмуд завоеватель,

Коль не боишься ты людей, то бойся Бога.

Коль сейчас шах ты во вселенной,

То скажи, отчего такая грубость.

Здесь хотим отметить лишь то, что его герой «Памфлета на Султана Махмуда» реальное лицо, и его размышления отражают социальную сущность конкретного общества: ориентированность от описания и абстрактной критики к конкретной цели – это особенность, свойственная публицистической сатире. Она полностью осознается и ощущается в «Памфлете на Султана Махмуда» (3.54).

Таким образом, сатира, во все времена была средством разоблачения пороков отдельных людей и негативных событий конкретного общества.

Герои и общие персонажи сатиры в классическом литературном наследии – Афанди, Ходжа Насриддин, Мулло Мушфики и др. – возникли еще в устной сатире и в них осуждали недостойное поведение царей, духовенства, казиев и других лиц. В сатирическом наследии можно заметить также элементы публицистики, отражение и описание конкретных событий. В таджикской литературе первые сатирические произведения появляются в творчестве Рудаки и его современников. Сатирические произведения Абулькасыма Фирдоуси, Носира Хусрава, Омара Хайяма, Саади Ширази, Убайди Зокони, Абдурахмана Джами, Мушфики, Восифи, Ахмада Дониша, Савдо являются исключительным свидетельством значения и места сатиры в таджикской классической литературе. В таких сочинениях события и герои осуждались временами вообще, иногда конкретно, в определенном месте и времени.

Жанру пародии и ее использованию в классическом наследии посвящены статьи и другого рода сочинения отечественных и зарубежных авторов: Э. Браун, Ш. Нуъмони, З. Сафо, А. Мавлянов, С. Салехов, И. Усмонов, М. Муродов и др. Однако исследователи, кроме И. Усмонова и М. Муродова, сделали предметом исследования литературную специфику данного жанра.

Памфлет имеет древнюю историю возникновения и развития. Известно, что памфлет использовался еще в Древней Греции для осуждения и пробуждения чувства презрения в народной среде по отношению к пленным и провинившимся. Но в истории таджикской публицистики памфлет имел более широкое употребление и сферу применения, он использовался в основном при критике и указании на творческие недостатки некоторых писателей и поэтов. Сочинение Убайди Зокони «Ахлоы-ул-ашроф», («Нравственность аристократии») является одним из подобного рода произведений, смысл и содержание которого преимущественно отвечает требованиям публицистического материала. Профессором И. Усмановым исследованию данного произведения, вопросу о его принадлежности к публицистике посвящена специальная монография “Назаре ба хачвиёти Убайди Зокони”. По мнению учёного, этот вид литературного произведения является памфлетом. Действительно, данное произведение отвечает жанровым особенностям памфлета. Причину написания этого остросюжетного произведения с политическим содержанием в конце Х1Х века один из тюркских ученых прокомментировал следующим образом: «В те времена тюрки свободно жили в государстве персов, и никто не ограничивал их свободы, не преграждал им путь. В результате они начали совершать противоправные действия, и У. Зокони написал об их деяниях, чем хотел донести до своих современников реальное положение вещей».Ибрагим Усманов отмечает, что «каждый раз, когда речь идет о поэтах, писателях и остроумных рассказчиках, ученые вспоминают Убайди Зокони, который на самом деле является основателем социальной иронии, литературной сатиры с яркой публицистической окраской» (5.3). Далее развивая свою мысль, исследователь И. Усмонов по этому поводу говорит: «Язык Убайди Зокони, наделенного великим талантом, плавный, красивый и острый…Убайди Зокони в своих произведениях, говоря о чести и воле, об острой борьбе с падением нравов, высмеивал и осуждал эти проявления, чем призывал ученых, писателей, историков и летописцев обратить внимание на эти социальные явления»(5.3).

По мнению И. Усмонова, «в истории таджикской литературы жизнь, содержание и в определенной степени манера и стиль изложения Убайди Зокони четко и научно охарактеризованы». Относительно жанра и формы произведений этого писателя исследователь Х. Мирзозода пишет: «Из писателей и поэтов классического периода произведения Убайди Зокони написаны в различных жанрах и формах. Хотя у него имеются работы нравственного, лирического и панегирического характера, но сатира является основным направлением его творческой деятельности. Поэтому у Убайди Зокони в истории таджикской литературы, как у А. Фирдоуси, Низами, Саади, Гафиза и др. имеется своё специфическое литературное направление. Его наследие включает как прозу, так и поэзию. В его произведениях наблюдаются приемы художественного, научного, дискуссионного и публицистического повествования» (5.7).

Х. Мирзозаде правильно замечает, что нельзя не обратить внимания на публицистическую манеру изложения мысли в произведениях У. Зокони, ибо это приводит к неадекватному анализу наследия этого писателя. По поводу жанров произведений У. Зокони спорили и другие исследователи, но главным направлением его творчества считают жанр пародии. В частности, подчеркивается, что Убайди Зокони в трактате «Садпанд» («Сто назиданий»), выбрав форму литературной пародии,насмехается над дидактическим наследием (1.182).

Ибрагим Усманов, считая тематическое изучение творчества Убайди Зокони причиной монотонного описания, отмечает, что такой способ исследования не дает возможности раскрыть разнообразие его творчества и специфическую сочность его творений, его прекрасный талант и уникальность мастерства его изложения.

Ученые Х. Мирзозода, З. Муллоджонова, В. Асрори, М. Бакаев, И. С. Брагинский, М. Раджабов, Э. Браун, Б. Гафуров, И. Усманов и М. Муроди внесли достойный вклад в дело изучения и распространения бесценного наследия Убайди Зокони. Но на творчество Убайди Зокони Ибрагим Усманов обращает внимание с точки зрения публицистики. Он пишет: «Было ли возможно изучение литературного наследия с точки зрения публицистики, в период появления которого еще не было ни журналистики, ни прессы?» На этот вопрос он отвечает: «Разумеется, такое исследование возможно, ибо публицистика в качестве одной из форм занятия появилась и развивалась значительно раньше, чем возникла пресса, как средство издания публицистических работ. С точки зрения публицистики творчество Убайди Зокони может быть разделено на жанры, и они подлежат исследованию. Их изучение с точки зрения публицистических жанров дает большие возможности объективно оценить стиль писателя, цели и содержание его работ, их связи и отношение к жизни». Когда возникает необходимость дать оценку в рамках публицистических жанров, особенно юмористической публицистики вроде памфлета, пародии, эпиграммы, то, по мнению ученого, – к сожалению, в этом плане до сегодняшнего дня нет однозначной и строгой точки зрения ни в литературоведческой, ни в журналистской науке. Жанры очерка и фельетона составляют группу художественно-публицистических жанров, что указывает на тесную связь между литературой и журналистикой. В книге «Назаре ба ьажвиёти Убайди Зоконц» («Взгляд на сатиру Убайди Зокони») И.Усманов попытался разграничить различие между художественной сатирой, имеющей тысячелетнюю историю, и журналистской сатирой. По его мнению: «…нельзя одним глазом одинаково оценить два вида сатиры. Важнейшая разница между литературой и публицистикой заключается в том, что герои художественного произведения – результат художественного вымысла писателя или продукт воображения автора, однако герои публицистических материалов большей частью реальные люди»(5.10). Для более полного выражения мысли исследователь видит необходимость употреблять в публицистических жанрах образцы народной сатиры, малых жанров фольклора.

Изучение жанра и стиля повествования позволяет сделать заключение о духе времени и исторических событиях и, что важнее всего, об отношении Убайди Зокони к этим событиям. Действительно, время его жизни было эпохой, когда татаро-монгольское и турецкое войско нарушили мир и покой на иранской земле. Так как разврат и распутство, обман и надувательство, клевета и оговор достигли своего апогея, Убайди, как мыслитель-реалист, не мог всё это не видеть, он систематически боролся с падением нравов.

Язык и стиль повествования Убайди Зокони свойственны лишь ему. Изучение наследия У. Зокони с точки зрения публицистической, несмотря на то, что уже есть одна монография, посвященная указанному выше произведению, до сих пор нуждается в обстоятельном исследовании.

Стиль его речи менялся в каждом жанре, его цель – отразить актуальные проблемы дня – выразилась более отчетливо. Свои наблюдения Убайди Зокони мастерски изложил в своем историко-нравственном сочинении. Историю своего времени, вокруг которой возникли значительные дискуссии, он подверг беспощадной критике. Этот памфлет, как политическая сатира, привлекал внимание всей общественности на нестабильность,зло и насилие, которые имели место в государстве, в чем и заключалась основная цель автора. В истории таджикской публицистики Убайди Зокони признан основоположником политической сатиры. Именно в его литературно-публицистическом наследии, обретая свою специфику одновременно с организацией периодической печати, сформировались памфлет, пародия и эпиграмма.

В ХХ веке сатира получила своё дальнейшее развитие в таджикской публицистике. Публицистической сатире и истории её развития было посвящено большое число монографий и статей.Научное исследование М. Муродова «Из истории формирования и развития публицистической сатиры в таджикской периодической печати» (2007) посвящено истории становления и развития публицистической сатиры и содержит ценные сведения. Однако следует иметь в виду, что до этой книги проблема публицистической сатиры уже становилась предметом исследования в трудах Б. Азизи, В. Асрори, Бахлулзаде, А. Мавлонова, С. Махдиева, Х. Мирзохзода, Д. Хамидова, С. Салехов, С. Солиева, А. Усманова, И. Усманова, М. Шукурова и др. В статьях и монографиях этих ученых были рассмотрены важнейшие аспекты сатиры в таджикской публицистике. Однако данная тема не стали предметом отдельного их исследования. В рамках статей эта проблема изучена и упомянута также в общих чертах. В монографии М. Муродова же она рассмотрена всесторонне, где на определенном уровне изучена история формирования и развития сатирической публицистики. В книге исследуется четыре этапа истории становления и развития публицистической сатиры: в начале ХХ века, в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, в эпоху перестройки и независимости. В данном исследовании, учитывая социально-политическую атмосферу формирования публицистической сатиры, исследователь также рассматривает и анализирует деятельность таджикских публицистов в таджикской печати. На наш взгляд, данная монография охватила важнейшие материалы печати, опубликованные в форме сатиры, автор же выявил условия формирования, ход развития и места публицистической сатиры. Другое научное значение данного сочинения проявляется в том, что при рассмотрении публицистического наследия, особенно публицистической сатиры, его автор, соблюдая определенную научную норму, достиг по теме исследования важных результатов.

Изучив и проанализировав публицистическое наследие, в частности публицистическую сатиру, можно сделать следующее заключение:

Публицистическая сатира в таджикской публицистике в культуре и персидско – таджикской литературе с древних времён формировалось и развивалась а разных литературных видах.

Сатирические наследие стало достоянием читателей в популярных стихотворных и прозаических формах.


Библиографическая ссылка

Каримова С.О. ФОРМИРОВАНИЕ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 270-273;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8390 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674