С 1985 года с целью подготовки в стране специалистов общеврачебной практики во всех медицинских вузах стали создаваться кафедры Поликлинической терапии. Одной из первых в стране была создана Кафедра Поликлинической терапии в Саратовском медицинском институте. С момента приказа кафедра работала в условиях эксперимента: сотрудниками кафедры стали наши бывшие выпускники, активные участники студенческого научного кружка и грамотные врачи, имеющие опыт организаторов здравоохранения, не имеющие ученых степеней и званий. Экспериментальной была и учебная база кафедры, соответствующая требованиям подготовки студентов для первичного звена здравоохранения, владеющих знаниями и практическими навыками врача общей практики. Профилактическая направленность была одним из важных приоритетов кафедры. Поэтому сотрудниками кафедры (заведующая кафедрой Г.Г. Орлова) был разработан экспериментальный проект лечебно-профилактического комплекса (ЛПК) «Здоровье». Включение в учебную базу ЛПК было связано с необходимостью неформальной подготовки выпускников института для работы не только с больными, но и со здоровыми людьми, а также декретированным контингентом населения. Структура ЛПК была необходимой для выполнения и успешной защиты преподавателями кафедры диссертационных исследований. В основу Проекта ЛПК «Здоровье» была положена методология современной профилактической медицины, опирающаяся на каноны отечественной профилактической медицины. При этом подчеркивалось, что профилактическая медицина в отличие от медицинской профилактики (комплекса медицинских услуг) является наукой со своим понятийным аппаратом, методологией, специфическими методами исследования и оценочными тестами. Как научное направление она опирается на положения фундаментальных наук и современные достижения медицины, социологии, психологии, иммунологии и других научных направлений. Своими корнями она уходит в народную медицину и натуропатию. ХХ век ознаменовался сближением двух ветвей медицины: современной западной и древневосточной, что позволило создать новые коррекционные технологии восстановления нарушенных взаимосвязей человека и природы. Это сближение стало возможным благодаря вкладу таких русских ученых как: В.И. Вернадский, В.В. Докучаев, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.Л. Чижевского и многих других. В этом плане трудно переоценить итоги Гималайской экспедиции Н.К. Рериха.
Было обращено внимание на то, что принципы профилактической медицины сохраняют свою актуальность и в «послеперестроечном периоде» (Щепин О.П. и соавт., 1999; Лисицын Ю.П., 1996, 1998; Баранов А.А, 1999; О.В. Гринина, 1997, Величковский Б.Т., 2003; Стародубов В.И., Соболева Н.П., Лукашев А.М., 2003 и др.).
Подчеркивалось, что в России имеется уникальный полутора вековой научно-практический опыт предупредительной медицины, построенный на фундаментальных исследованиях классиков отечественной медицины: Пирогова Н.И., Павлова И.П., Сеченова И.М. и многих других. К настоящему времени в стране разработаны уникальные технологии первичной профилактики, методы диагностики и коррекции работоспособности; методология поддержания качества жизни и здоровья, актуальные и для других стран. При этом идея общенационального здоровья должна опираться на триединство культуры, образования и науки, а также российский опыт в духовной, культурной и социальной сфере; национальные особенности жизни и традиции (Орлова Г.Г., 2005).
В разработке профилактических программ ЛПК большое значение отводилось дефинициям различных видов профилактики, согласно положениям ВОЗ: первичной, вторичной и третичной (ВОЗ, 1983). Первичная профилактика (primary prevention) заключается в проведении предупредительных мер среди здоровых и угрожаемым по заболеваниям; это проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга, формирование здорового образа жизни, санитарно-гигиеническое воспитание, проведение профилактических медицинских осмотров, использование скрининговых технологий с целью идентификации факторов риска или нераспознанных ранее заболеваний, борьба с факторами риска того или иного заболевания.
Вторичная профилактика (secondary prevention) направлена на предупреждение хронизации и прогрессирования уже имеющихся заболеваний путем оздоровительных мероприятий и восстановительного лечения, раннее выявление и предупреждение обострений, осложнений, ограничений жизнедеятельности, в том числе снижения трудоспособности и инвалидизации, предупреждение преждевременной смертности.
Третичная профилактика заключается в недопущении развития инвалидности или уменьшении последствий уже имеющейся инвалидности, предупреждении ее перехода в необратимые физические, психологические и другие дефекты путем реабилитационных мероприятий (восстановления или компенсации утраченных функций, восстановления социально-трудового статуса).
Среди современных направлений профилактической медицины в практике ЛПК особое внимание уделялось современные технологии диагностики и коррекции здоровья и скрининговым методам диагностики социально-значимых заболеваний на стадии предболезни и ранних стадиях манифестированного патологического процесса.
К сентябрю 1985-86 учебного года в Научно-учебно-практическом объединении (НУПО) кафедры Поликлинической терапии начала функционировать первая функционально-организационная модель ЛПК в 2-ух вариантах: мобильном и базовом.
Мобильный ЛПК предназначался для работы учебной группы в условиях сельского здравоохранения. Проводился профилактический осмотр сотрудников ферм, животноводческих комплексов. В план обследования включались анкетирование, физикальный осмотр с помощью набора «Врач общей практики», контроль артериального давления и пульса, ЭКГ.
Базовый ЛПК был развернут в Заводском районе г Саратова и предназначался для организации профилактической помощи рабочим и ИТР промышленных предприятий, учащимся школ, профтехучилищ, допризывникам, декретированным контингентам населения. Привожу организационную схему базового ЛПК.
Отделение профилактики |
Диагностический центр |
Отделение восстановительного лечения |
Регистратура |
Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) |
Отделение физиотерапии |
АСУ–кабинет (скрининговые методы оценки здоровья) |
Иммунологическая лаборатория |
Зал ЛФК |
Кабинет врача общей практики (ВОП) |
Отделение инструментальных методов исследований |
Тренажерный зал |
Кабинет профосмотров |
Эндоскопический кабинет |
Кабинет для аутогенной тренировки |
Кабинет ЗОЖ |
Манипуляционный кабинет |
Кабинет иглорефлексотерапии |
Кабинет рекреационно-оздоровительных мероприятий |
Кабинет психотерапии и психологической разгрузки |
Проект и организационно-штатное расписание экспериментального ЛПК «Здоровье» были одобрены студентами, организаторами здравоохранения и преподавателями. Проект был внедрен в гг. Клайпеда, Кемерово, Харьков, Братислава (Чехославакия). Структура диагностического центра ЛПК вошла в перечень оснащения диагностических центров. Инструктивно-методические рекомендации МЗ СССР. – 1987 г. Положение и структура Профилактического отделения были формально перенесены в областные Центры профилактики (вместо областных домов санитарного просвещения).
Позже были разработаны документы функционально-организационной модели «Многофункционального ЛПК «Здоровья»: Базовый ЛПК « Здоровье села»; Мобильные ЛПК «Здоровье села» в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2015 года»; Лечебно-оздоровительный комплекс для альтернативных общеврачебных практик; Лечебно-оздоровительный комплекс семейного типа. На основе инструктивно-методических рекомендаций ЛПК были созданы Положения Центра медицинской реабилитации и восстановительного лечения работников локомотивных бригад и основных профессий железнодорожников; Центра восстановительного лечения больных с суставной патологией; кабинета диспансерного наблюдения беременных с ЭГП.
Большое значение имел Проект АСУ-скрининговой системы автоматизированной системы многофакторной оценки здоровья (АСМОЗ) разработанной сотрудниками кафедры поликлинической терапии Саратовского медицинского института под руководством заведующей кафедрой Орловой Г.Г совместно с сотрудниками Новосибирского Института клинической и экспериментальной медицины СО РАМН под руководством Казначеева В.П.
Последние десятилетия ознаменовались появлением и развитием в стране целого ряда лечебно-оздоровительных комплексов, центров здоровья и реабилитационных центров, которые работают в системе добровольного медицинского страхования (ДМС). В структуре этих учреждений появились врачи общей практики. В круг лечебно-профилактических мероприятий врача общей практики входят современные диагностические и инновационные технологии оздоравливания человека, которые теперь модно называть индустрией здоровья. В России традиционно ответственность за охрану здоровья возлагается на систему здравоохранения, однако представляется важным смешение уровня ответственности с врача на пациента. Актуальной задачей сегодняшнего дня является осознание необходимости укрепления здоровья (health promotion) (177), формирование спроса на медицинские услуги профилактического направления. Первостепенную роль в этом приобретают организационные формы информационной, просветительской работы. Подобную деятельность, наряду с лечебно-профилактическими учреждениями, в рамках маркетинговых отношений могли бы осуществить структуры рекламных агентств, средства массовой информации. Необходимо создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Кроме того, маркетиновая сущность медицинской профилактической деятельности включает в себя: изучение определенных контингентов населения, динамическое наблюдение за состоянием здоровья этих контингентов с целью раннего выявления заболеваний, взятие на учет, диспансерное наблюдение и комплексное оздоровление и восстановительное лечение, улучшение качества жизни. В данном случае все эти компоненты относятся к пациентам артрологического профиля и угрожаемым по скелетно-мышечным поражениям.
Реализация профилактической направленности может быть осуществлена посредством медицинских профилактических услуг и профилактических медицинских осмотров. Примечательно, что характеристика и перечень профилактических услуг приведены в классе ХХI МКБ-10. Среди видов медицинских профилактических услуг можно выделить:
• профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) отдельных индивидуумов (класс ХХI, Z70-Z76);
• профилактическое консультирование (гигиеническое обучение и воспитание) групповое (класс ХХI, Z70-Z76);
• профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (класс ХХI, Z00-Z13);
• иммунизация ( вакцинопрофилактика) (класс ХХI, Z20-Z29);
• диспансеризация (диспансерное наблюдение и оздоровление);
• профилактические оздоровительные услуги (занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапев-тические и физиопрофилактические медицинские услуги, массаж и др.)
Особую актуальность приобретает развитие системы рекреационно-оздоровительных мероприятий.
Рекреация предусматривает комплекс оздоровительных мероприятий физического, психологического, социального и педагогического характера, направленных на восстановление сил человека, затраченных в процессе учебы или труда; создание резервов здоровья; развитие психофизиологических и интеллектуальных качеств каждой личности, повышение валеологической культуры, культуры питания, труда и отдыха.
Представляется весьма важным, чтобы формирование принципов здорового образа жизни и начало рекреационно-оздоровительных мероприятий совпадало с периодом становления личности – периодом детства, подростковым возрастом и юности. Рост детской инвалидности наглядно иллюстрирует резкое снижение функциональных возможностей организма, реакций приспособления и защиты у детей различных возрастных групп, что особенно актуально для конкретного медико-социального планирования, направленного на оздоровление детства.
Заключение
Проблемы организации, управления, учреждения профилактической медицины (традиционные и инновационные). О рациональном в организации и развитии ЛПК «Здоровье».
Библиографическая ссылка
Орлова Г.Г. О ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ (ЛПК) «ЗДОРОВЬЕ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 278-280;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8392 (дата обращения: 21.11.2024).