Под интеграцией, как педагогическим явлением, понимают процесс и результат взаимопроникновения, взаимосвязи и синтеза различных знаний, способов и видов деятельности. Такой процесс обязательно предполагает согласованность содержания образования по различным модулям, а также выбор форм, методов и средств обучения, определяемых общими целями образования.
Интеграция может выполнять разные функции: методологическую, развивающую и технологическую. При этом методологическая функция раскрывается через эвристическую, мировоззренческо-аксиологическую и инструментальную составляющие. Развивающая функция формирует новые умственные действия, способность умножать, обогащать, совершенствовать психическую деятельность. Технологическая функция подразумевает уплотнение информации, устранение дублирования, установление преемственности и обобщенных интегративных свойств.
В настоящее время проблема интеграции содержания образования является актуальной и одной из наиболее перспективных. При этом необходимо решать целый ряд задач для содержательного обновления образования. Такими задачами, по мнению О.Н. Арефьева, являются: скоординированный подбор предметов, исключающий дублирование материала; изменение методов обучения путем расширения тех из них, которые формируют профессиональные навыки и усиливают роль самостоятельной работы.
Основанием для интеграции содержания современного профессионального образования является сама профессиональная деятельность, которая выступает как определенная целостность, межпредметная по своей сути. В условиях совершенствования содержания подготовки специалистов принципиальное значение имеет интегрированный подход в обучении. В его основе лежит идея синтеза ведущих психолого-педагогических концепций, как одного из способов разрешения противоречий между необходимостью совершенствования профессиональной подготовки и существующей системой подготовки специалистов с учетом современных задач профессиональной школы. Для более полного осмысления проблемы необходимо рассмотрение вопросов эволюции интеграционных процессов и проведение ретроспективного анализа интеграции образования как в отечественной педагогической науке, так и за рубежом.
Библиографическая ссылка
Омельченко С.В. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 302-303;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8412 (дата обращения: 21.11.2024).