Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Имангожина О.З. 1
1 Университет «Астана»
В статье рассматриваются вопросы определения качества учебно-методической литературы. Основное внимание уделено анализу различных методов качества учебной литературы. Приводится постраничный анализ учебника, пример табличной версии анализа. А также представлен материал итогов экспериментальной работы.
качество учебной литературы
педагогическая практика
практическая экспертиза
математический приём
учитель-эксперт
постраничный анализ
метод
система опроса
учащиеся
1. Материалы Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года.
2. Материалы практической экспертизы из разных регионов республики: Южно-Казахстанской области; Акмолинской области; Жамбыльской области; Восточно-Казахстанской области; г. Алматы.
3. Материалы экспертных заключений теоретической экспертизы.

Большинство учебников перегружено информацией, требуется доработка текстов в учебниках, которые содержат сложную терминологию, сложный научный язык изложения, длинные определения и т.д.

В педагогической практике используется расчетный метод анализа с использованием расчетных материалов. К примеру, учителя-эксперты, зная правило взаимного соответствия количества параграфов учебника числу уроков, отводимых учебным планом, определяют качество построения учебника. Этим методом пользуются большинство учителей-экспертов и это позволило доработать учебную нагрузку в учебниках биологии (7, 8 кл), физики (9 класс), технологии (8 класс) и др. [1].

Наиболее оправдал себя при практической экспертизе способ определения отдельных свойств учебника по бальной системе.

Можно убедиться о качестве учебников, используя различные табличные версии. Например, (табл. 1).

Таблица 1

Расчет показателей качества учебника

Показатель

Коэффициент

Оценка экспертов

Средняя оценка

Уровень качества в баллах

1 экс.

2 экс.

3 экс.

Содержание…

5

Построение…

4

Оформление…

3

Исполнение…

2

Таким образом, можно достаточно объективно оценить предложенный для этой цели учебник или его рукопись.

Сбор мнений учеников и преподавателей путем распространения специально разработанных анкет называется конкретно-социологическим методом. Этот метод требует создания научно обоснованной системы опроса и разработки математических приемов обработки полученной информации. К примеру, учительница географии СШ № 2, г. Атбасара, Акмолинской области Раиса Павловна Бородина, анализируя анкеты учащихся 8 классов выяснила следующее, что обложка учебника географии привлекательна, размер удобный, шрифт нормальный, не утомляет глаза. Представленные карты и схемы в учебниках географии помогают усвоению и анализу изучаемого материала. В отношении представленных диаграмм 40 % опрошенных учащихся считают, что материал труднодоступен; 40 % учащихся считают, что материал в учебнике доступным и только 20 % опрошенных пришли к выводу, что материал в учебниках нужным. Эти и другие данные полученные при помощи анкетирования учащихся и учителей помогают объективно оценить качество учебников.

Прибегая к методу анкетных опросов, необходимо иметь следующий фактор, что многие учителя долго работая по одному и тому же учебнику изобилующему недостатками, привыкают к нему и когда предлагают ему более совершенный во всех отношениях учебник, утверждают, что новым учебником пользоваться неудобно.

В ходе практической экспертизы оправдал себя метод постраничного анализа. Материалы, полученные методом постраничного анализа учебников являются основанием для работы с автором и редакторами с целью совершенствования учебников. Например, (табл. 2).

Таблица 2

Постраничный анализ текста главы/ параграфа

Школа: № 39 им. И.В. Панфилова

Город: Тараз

Учитель-экспериментатор: Усенбекова Н.А.

Зам. директора по науке: Буровова В.В.

Наименование учебника: Геометрия

Класс: 9 класс

Авторы: Чакликова С.Е., Нурпеис Ж.М. и др.

Издательство: «Мектеп»

Страница

Замечания

Предложения

Стр. 7

Опечатка мжду

Исправить

Стр.8

На рисунке 11 (а) неудачны записи а2 = у2 – у1

Надо: а2 = У2 – У1

Поступившие подробные замечания и предложения от учителей-экспертов со всех регионов республики анализируются и на основании этих выводов ведется системная работа по совершенствованию качества учебников.

Одним из распространенных методов определения качества учебников является экспертный метод, когда используются экспертными группами (комиссии, советы, секции и т.д.). В состав экспертных групп могут входить не менее семи человек: учителя-практики, методисты, ученые и т.д. С целью исключения необъективной оценки авторы, редакторы и все те, кто занимаются созданием учебников в состав экспертных советов не входят [2].

Анализ посещенных уроков, собеседование с учителями, контрольные срезы, проверка документации показывают, что учителя экспериментальных школ хорошо знают требования государственных стандартов и программ. Умеют правильно отобрать содержание учебного материала, выделить главное в теоретическом материале, рационально использовать учебники нового поколения на уроке.

К примеру, педагогами средней школы № 18 г. Усть-Каменагорска Восточно-Казахстанской области использован метод наблюдения, за знаниями учащихся и прохождения программного материала по учебникам, которые проходят практическую экспертизу [3].

Учителя школы-гимназии № 103 г. Алматы при изучении содержания учебника использовали методы: наблюдения, обобщения и систематизации материалов по изучению общественного мнения, качества знаний учащихся и т.д. Администрация вышеуказанной школы подошла со всей ответственностью к практической экспертизе пробных учебников. Для определения возможности педагога, его творческого потенциала среди учителей было проведено тестирование. Таким образом, определилась творческая группа из 18 учителей, которая занималась практической экспертизой учебников. Работая по учебникам нового поколения, педагогический коллектив не только обучал учащихся, но и сам повышал свое педагогическое мастерство, через овладение системой анализа и частично-поисковые методы. Сами составляли программы, календарно-тематическое планирование с учетом всех изменений заложенных в учебниках нового поколения. Разрабатывали поурочные разноуровневые карточки по дифференцированному обучению. Проведены педагогические советы на темы: «Работа с учебником – проблемы, поиск, результаты», «Влияние использования новых педагогических технологий на уровень развития учащихся». Неоднократно проводилось анкетирование среди учащихся, учителей, родителей и полученные результаты обсуждались на семинарах с приглашением авторов учебников.

Изучая материалы итогов экспериментальной работы можно сделать вывод, что апробацией учебников нового поколения занимаются достаточно опытные учителя. Они имеют авторские программы, свой стиль преподавания, направленный на развитие личности, при этом учитывая происходящие изменения системы образования в соответствии с актуальными запросами современной жизни.


Библиографическая ссылка

Имангожина О.З. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 335-337;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8418 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674