Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТАВ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ)

Карипбаев Б.И. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
В статье исследуются вопросы, отражающие состояние акмеологической науки в гуманитарном пространстве. Уточняется модель акмеологической компоненты в системе высшего образования.
акмеология
успех
высшее образование
коучинг
психограмма
развитие

В череде событий, юбилейных дат, празднований, политический акций как-то незамеченным, на мой взгляд, осталось в 2015 году принятие в РК «Закона о молодежной политике». Хотя по большому счету, именно этот закон и является перспективой нашего будущего, будущего нашего государства. В Законе чувствуется понимание того неоспоримого факта, что в зависимости от того какие условия для самореализации, самоактуализации молодежи мы создадим, такое будущее мы и получим. Конечно, принятие пусть даже самого мудрого закона не решает проблемы как таковой. Закон лишь определяет вектор государственной, экономической, политической, социальной стратегии. В связи с этим возникает необходимость консолидации усилий всего общества, что бы задача строительства будущего была реализована успешно. Огромная ответственность в формировании и реализации интеллектуального потенциала нации лежит, конечно, на системе высшего образования.

Президент РК Н. Назарбаев выступил с инициативой реализации нового национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», где в качестве одного из основных направлений является формирование интеллектуального потенциала страны. Известно, что компонентом человеческого капитала является интеллектуальный потенциал, который отличает способности человека к творческому или исполнительскому труду, определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Интеллектуальный потенциал нации выражается в непрерывном процессе повышения уровня образованности населения, в качественном изменении структуры рабочей силы, увеличении объема высокопрофессионального труда во всех сферах экономики. Интеллект нации становится реальным двигателем и определяющим фактором социально-экономического прогресса. Решающее значение в развитии и воспроизводстве интеллектуального потенциала нации принадлежит, конечно, молодежи Образование становится одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности государства в технологическом и социо-культурном плане, определяющем качество интеллектуального потенциала. Образовательные стратегии молодежи как выбор, основанный на определенных образовательных установках, вносят существенные коррективы в структурные изменения общества, рынка труда, образования и взаимодействия между этими подвижными системами. Казахстанская молодежь принадлежит к поколению, которому предстоит решать сложные задачи социально-экономической и социально-политической модернизации страны. Именно поэтому повышение эффективности наших образовательных форматов является ключевой задачей в условиях казахстанской модели модернизации.

В 2014 году творческим коллективом КарГУ им. Е.А. Букетова ( в составе которого работал и автор статьи) было проведено крупное социологическое исследование, связанное с анализом образовательных стратегий казахстанской молодежи. В рамках этого исследования были проведены экспертные интервью. Интервью были взяты у государственных, общественных деятелей, экономистов, бизнесменов, то есть по существу работодателей. Одной из проблем, сформулированных в рамках исследования почти всеми экспертами, стала слабая мотивированность к труду, к профессиональному росту выпускников, их заниженная активность в рамках профессиональной социализации. Отсутствие стремления к достижению профессиональных вершин, неуверенность в себе, желание отсидеться в середнячках стало основанием формирования целого поколения равнодушных, недеятельных, не амбициозных молодых людей. Конечно, в основании этого явления лежит целый комплекс причин и предпосылок. Среди них, например, серия коррупционных скандалов в высших эшелонах власти в республике, что приводит, несомненно, к формированию страха перед возможными последствиями в условиях карьерного роста. Другой причиной отсутствия мотивированности к профессиональному росту у выпускников ВУЗов является слабая организация образовательного и воспитательного процессов именно в этой проблемной части. Общеизвестно, что сегодня система высшего образования находится в состоянии реформирования. Реформаторские поиски идут в основном в части учебного процесса, появляется свобода элективных курсов, уменьшается процент обязательных курсов. Меняются форматы занятий, активизируется мультимедийное сопровождение. Однако в погоне за новыми технологиями, мы порой забываем о конечных целях наших образовательных потуг. Возвращаясь к нашим экспертным оценкам надо признать, что действительно в наших образовательных пространствах мало места психологическим компонентам подготовки будущих специалистов, мы лишь начиняем их информацией и знаниями. Помните, как античные мудрецы говорили, что ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь. Мы, к сожалению, не всегда следуем этому мудрому завету. С точки зрения, таких трансформаций нашего образования, мы обращаем внимание на акмеологическую компоненту в системе высшей школы. Очевидно, что человек, имеющий высшее образование, потенциально становится претендентом на руководящие должности в своей профессии, хотя понятно, что высшего образования недостаточно.

Сегодня в нашем государстве создаются возможности для того, что бы молодые перспективные люди, получившие качественное образование могли реализоваться в своих профессиональных сферах, формируется активно внедряемая система «социального лифта». Однако этот «лифт» может ввести вверх только тех молодых людей, кто обладает определенным набором качеств. Какие это качества?

Первое качество, которое, на наш взгляд, является одним из определяющих это социальная выносливость. Современный мир имеет тенденцию к многовекторному изменению, в нем нет общей глобальной стратегии и универсального цивилизационного пути. В этой ситуации, человек, несущий ответственность не только за себя, но и за какую-то группу, организацию, идею должен быть готов к резкому изменению условий существования и условий реализации. Он должен имеет высокую степень адаптивности, уметь чутко и своевременно реагировать на меняющееся социальное пространство, приводя в соответствие с ним свои деятельные направления.

Второе качество необходимое в перспективе карьерного роста и профессионального совершенствования есть стрессоустойчивость. Это качество связано с психологическим содержанием субъекта социальной деятельности. Данное качество определяется внутренней организацией молодого человека. Как часто перспективный в профессиональном плане человек оказывается не удел в силу своей эмоциональной «рыхлости» – обидчив, мстителен, считает себя недооцененным и т.д. Микро и макро-стрессы ведут к ощущению беспомощности, бесперспективности и профессионального дискомфорта. В связи с этим умение противостоять стрессовым ситуациям, делать правильные выводы, умение переориентироваться будут способствовать формированию деловой атмосферы и продуктивной работы.

Следующее качество, на наш взгляд, определяется формированием способности к профессиональному самообразованию. Эта способность требует постоянных усилий к самосовершенствованию, получению новых знаний, информации в поле своих профессиональных интересов. Формирование навыков самообразования предполагает в формате высшей школы использование различных уровней самостоятельной подготовки. К сожалению, традиционно, самостоятельная работа студентов определяется реферированием в формате копирования интернеттекстов. Здесь необходимо использование аналитических процедур, непрямых заданий, постановка проблемных ситуаций.

Безусловной приметой нашего времени является активное формирование образов «героев», «идеальных людей», «примеров для подражания». Человек в поиске самого себя «примеряет» чужие маски, образы, поведенческие эталоны. Не случайно, что одним из самых популярных терминов сегодня в оценке исключительности того или иного человека, его особых качеств является понятие «харизматичность». Сегодня, на наш взгляд, для того чтобы быть успешным руководителем, лидером недостаточно только профессиональных знаний и умений. Руководитель всегда воспринимается в комплексе своих характеристик. Для уважения, и соответственно для успеха дела в итоге очень важно, что бы руководитель был еще и интересным человеком, с широким мировоззренческим горизонтом, способным быть интересным собеседником, деликатным партнером, тактичным и чутким работодателем. В связи с этим, большое место в профессиональной подготовке будущих специалистов, должна занимать социокультурная компонента, предполагающая знание основ права, этики, риторики, культуры, религии, политологии, социологии, психологии. Думается такой социокультурный комплекс знаний поможет любому руководителю добиться больших успехов и в работе с партнерами и в работе с подчиненными и в продвижении собственного бренда товаров и услуг.

Думается, что корректировка наших образовательных программ в соответствии с предлагаемыми аксиологическими направлениями позволит нам превратить современный вуз из информационной машины в мощную социокультурную силу, способную обеспечить основные приоритеты модернизационного развития Казахстана такой интеллектуальной поддержкой, которая способна обеспечить нашему государству решение поставленных амбициозных задач.


Библиографическая ссылка

Карипбаев Б.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТАВ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 343-345;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8420 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674